20.04.06Образ вечной Казани | Расим МАГДЕЕВ
Остается вечной загадкой желание творить. Один из великих теоретиков искусства определил мотивы, побуждающие художника рисовать картины. Их всего четыре: любовь, философия, кумир (духовный учитель) и амбиции. Но, мне кажется, у художника Фирината Халикова есть еще нечто, это - романтизм и одержимость. Поэтому даже самые драматичные страницы истории он стремится показать не на фоне всеобщей безысходности и крушения, апокалипсиса, а возвышенно, восхищаясь величием духа наших предков, их стойкостью и мужеством.
Именно в таком романтическом стиле исполнены многие его картины второй половины 1990-х годов - "Светозарная Казань", "Приезд московских послов", "Ханская охота", "Казань XV в." и другие. Они написаны поистине живописно - яркими, чистыми красками, на этих полотнах Казань предстает во всем своем великолепии, роскоши и богатстве.
Еще учась в Кировском художественном училище, а затем в аспирантуре действительного члена Академии художеств России Х.А.Якупова, Фиринат Халиков освоил школу живописи и рисунка. Уже в ранних работах проявилось его мастерское владение приемами световоздушной передачи и тональной живописи, которые позволяют передавать определенное эмоциональное состояние: от приподнятых, радостных до трагических настроений, с философским осмыслением событий прошлого.
Справедливости ради отметим, что еще до приезда в Казань Ф.Халиков уже был известным живописцем, участником всесоюзных и всероссийских выставкок, соучредителем и активным членом творческого объединения "Москворечье". Но по-настоящему многогранный талант художника раскрылся именно в Казани.
Богатая фантазия, тонкое чутье и чувство меры, дополняя знания фактического материала, делают его полотна художественно осмысленными и максимально приближенными к правде. Как-то на выставке работ Ф.Халикова один посетитель долго всматривался в его картину "Совещание у Сююмбике" и затем спросил автора, был ли тот в ханском дворце в Бахчисарае? Услышав отрицательный ответ, он был крайне удивлен. Оказалось, что ханский дворец до мельчайших подробностей был повторен на полотне.
Нечто подобное произошло и с мечетью Кул Шариф. Воссоздавая исторический облик нашего города в период его расцвета в картине "Зимним солнечным днем в ханской Казани", живописец впервые дает свою трактовку шедевра архитектурного зодчества IX-X вв. - соборной мечети "Джами", впоследствии названной в честь верховного сеида Казани Кул Шарифа, героически погибшего со своими шакирдами во время обороны города. Изображение изумительной по красоте и величию ханской мечети привлекло внимание общественности и дало импульс для ее воссоздания на территории Казанского Кремля.
Прекрасное знание материала: летописей, археологических находок, обычаев, архитектуры, предметов быта, одежды и оружия - позволяет художнику создавать исторически достоверную картину, широкую панораму жизни Казанского ханства XIV-XV вв.
Главной темой творчества Ф.Халиков избрал историю Казани и верен ей на протяжении почти двух десятков лет. Его творчество заложило основы современного художественного казаневедения. Своими полотнами, в которых он изобразил виды древнего города, батальные сцены и многофигурные композиции, исторический пейзаж и портреты, мастер создал образ вечной Казани, отпраздновавшей в минувшем году тысячелетний юбилей. Его полотна безупречны в плане композиции. Наверное, поэтому каждый раз, глядя на них, воспринимаешь по-новому, находишь для себя какие-то новые детали.
Творческая деятельность живописца, представленная на персональных выставках в Казани и Москве, а также совместных с Национальным культурным центром "Казань" экспозициях в Будапеште, Стамбуле, Париже и Хельсинки, способствовала включению ансамбля Казанского Кремля в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Монументальные панно, реконструкции и картины художника заняли достойное место в Музее тысячелетия Казани. Почти в каждом научном или художественном издании по истории Казани, выпущенном за последние пятнадцать лет, помещены репродукции картин Ф.Халикова. Как родоначальник историко-социального и батального жанра в современном изобразительном искусстве Татарстана художник в 2005 году удостоен диплома Российской Академии художеств.
Само название серии исторических картин "Вечная Казань", которая представлена на соискание Государственной премии РТ имени Г.Тукая, ставит наш город в один ряд со всемирно известными центрами истории и культуры. В этом еще раз можно убедиться, посетив выставку картин Ф.Халикова, которая проходит сейчас в Доме дружбы народов Республики Татарстан.
"Республика Татарстан" №79-80 от 20.04.06 |