6. Всемирная ярмарка в Нью-Йорке. |
Она оказалась на выставке не только как редкий экспонат произведения искусства, но и как предмет почитания и молитвы. Верующие из разных стран мира с четками в руках молились пред нею или с благоговением стояли в немом созерцании. Здесь выявилась глубокая символика почитания Пресвятой Богородицы у всех народов.
Устроители павильона постарались, чтобы атмосфера и в часовне, и вокруг нее была не «светской» и «коммерческой», а как можно более духовной. Это было достаточно сложно, так как им необходимо было зарабатывать деньги и собирать пожертвования на оплату расходов по павильону и выкупу иконы Казанской Божией Матери. От всего этого зависело большое богоугодное дело. Рядом с часовней был сооружен киоск, где желающие могли приобрести Евангелие, Библию, духовную православную литературу и репродукции иконы.
В официальном альбоме ярмарки православная икона Казанской Божией Матери занимала целую страницу. На соседней странице было помещено изображение всемирно известного шедевра Микеланджело «Пьета» - мраморной группы, изображающей Деву Марию с усопшим Христом на коленях, изваянной титаном Ренессанса в 1498-99 годах. Это соседство не случайно - на выставке эти две святыни хранились рядом.
Если в духовном отношении православный раздел выставки дал прекрасные результаты, то в материальном плане организаторы храма-павильона даже не оправдали своих расходов на сооружение часовни и ее содержание. Расчеты, что затраты возместятся от широкой продажи в киоске бумажных копий икон, также не оправдались.
Хотя земля на ярмарке для выставки Американской Православной Церкви была предоставлена даром, но расходы по постройке часовни целиком легли на Сан-Францисскую епархию. Предполагалось заинтересовать штат Калифорния материальным участием в этом деле, но этого не получилось. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский пошел на отчаянный и рискованный шаг, взяв ссуду под старый монастырский дом, доход с которого шел в помощь Калистогскому женскому монастырю. Только благодаря этому постройку часовни смогли завершить.
В довершении к этим трудностям, директор и строитель павильона Джон Хеннесси к концу 1964 года серьёзно заболел. Сначала это имело вид некоторого нервно-психического расстройства, что доставило организаторам православной выставки целый ряд весьма серьезных проблем. Но вскоре выяснилось, что у него злокачественная опухоль мозга. Он умер после операции в начале 1965 года. Промысел Божий послал павильону другого энергичного человека, американца русского происхождения А.С. Александера(А.S. Аlехаndеr), основателя общества IСОN, Inс. После долголетней службы в правительственных учреждениях Вашингтона, будучи уже на пенсии, он безвозмездно принял на себя должность директора павильона и достойно завершил дело храма-павильона на ярмарке. Доходы второго года существования павильона не только покрыли расходы по его обслуживанию, но и частично смогли покрыть большие убытки первого года. Этому в немалой степени способствовало и то, что никто из участвовавших в этом проекте священнослужителей принципиально не получал оплаты и даже не брал возмещения своих личных издержек. |