17.04.06Гастроли Московского музыкального театра | Сергей САВВИН
Двумя спектаклями «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти в столице Татарстана начались гастроли оперной труппы Московского академического музыкального театра.
Всю неделю москвичи будут радовать казанцев своими постановками. На сцене Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля столичные гости покажут также оперетту Дмитрия Шостаковича «Москва, Черемушки» (премьера к 100-летию со дня рождения композитора), оперу Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй», оперу Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (все спектакли - дважды). В воскресенье - гала-концерт солистов оперы.
Комическая опера «Любовный напиток» поставлена Людмилой Налетовой в 1998 году. Художник - Виктор Архипов, музыкальный руководитель и дирижер - народный артист России Вольф Горелик. В 2004-2005 годах спектакль был сыгран на гастролях в Кирове, Саратове и Екатеринбурге, сообщила пресс-служба московского театра, в сентябре 2004 года - транслировался в прямом эфире на радио «Культура».
Давно на казанской оперной сцене не было веселых спектаклей. «Любовный напиток» Доницетти, показанный гостями из Москвы, будто вернул публику в те времена, когда в Ленинградском Кировском театре шла комическая опера «Колокольчик», того же Доницетти, в Петрозаводском музыкальном театре - оперетта Жака Оффенбаха «Полет на Луну», в Красноярском театре оперы и балета - «Проданная невеста» Бедржиха Сметаны, ну и так далее. Другими словами - вполне «провинциальный», но очень теплый и красивый спектакль, входящий в круг лучших постановок комических опер на современных российских музыкальных сценах.
Отрадно, что героев исполняют молодые (и, простите, стройные) участники оперной труппы. Второй спектакль прошел несколько динамичнее первого, более гармоничным оказался и ансамбль солистов. Впрочем, о собственно музыкальных достоинствах или недостатках привезенного спектакля говорить затруднительно - после реконструкции здания Татарского оперного постановки и концерты идут с «подзвучкой» - с вмешательством электроники, обеспечивающей акустический баланс в оркестре и на сцене. Так, увертюра позвучала достойно, на редкость согласованно выступила группа деревянных духовых, однако в целом вступление показалось несколько глуховатым, и в этом, подозреваю, виноваты не москвичи, а казанцы…
То же можно сказать о певцах. Почему пение одних солистов доходит до слушателя, а пение других - нет, неизвестно, более удачные сцены чередуются с менее удачными, и где с кого спрашивать за промахи - вопрос риторический, поскольку в «яркой» и «тусклой» звуковой полосе побывали все ведущие участники спектакля. Вместе с тем известно, что звезды вокала традиционно не особо жаловали своим участием постановки Московского музыкального театра, отдавая предпочтение, к примеру, Большому театру, так что ожидать чрезвычайных открытий будто и не следовало.
«Любовный напиток» шел на русском языке - мелочь, а приятно, тем более в годину тотальной оккупации Татарского театра оперы и балета произведениями, исполняемыми на языке оригинала. Сюжет должен быть понятен зрителям, и москвичи выбрали верный подход: пение на русском, с вкраплением отдельных арий и дуэтов на итальянском. Исполнение на узнаваемом языке обеспечило сопричастность публики к развитию любовной интриги. Спектакль хорошо принят казанским зрителем - вполне заслуженно.
Напомним, настоящие гастроли Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко - первые в Казани. |