10.04.06Просто жизнь... |
Тем не менее Ирина соглашается выйти за неуклюжего, но милого, порядочного барона (Искандер Хайруллин), ибо только в этом случае у нее появляется шанс начать какую-то новую жизнь. Впрочем, особого выбора у нее нет. Возможно, со временем она станет похожа на старшую из сестер, тихую и сердобольную Ольгу (Алсу Каюмова), которая трудится, как пчелка, в своей гимназии, ничего не требуя взамен своей ушедшей молодости и красоты. Либо уподобится маленькой, чувственной и бесконечно эгоистичной Наталье Ивановне (Миляуша Шайхетдинова), умело, чисто по-женски манипулирующей слабохарактерным мужем и его интеллигентными сестрами ради получения своих маленьких удовольствий. Но, скорее всего, выйдя за барона, Ирина еще больше замкнулась бы, стала резкой, раздражительной, в общем, похожей на Машу (Люция Хамитова), которая тоже выходила замуж, как бросалась в омут, в надежде, что ее не спасут... Но приходится жить дальше, и теперь выбор Маши пал на полковника Вершинина (Ильдар Хайруллин), тоже несчастного в семейной жизни, но сохранившего хорошую военную выправку и довольно холеный вид. Впрочем, и эта попытка "самосожжения" не удалась... Безоглядная, на грани болезненного надрыва влюбленность Маши уже заметно тяготит полковника, и без того уставшего от женских истерик. Так что Вершинину, можно сказать, повезло, что их полк переводят в другое место. В противном случае сцена их неизбежного расставания с Машей смотрелась бы не так красиво...
Думается, в такой ситуации гораздо больше пользы было бы от штабс-капитана Соленого, который бьет по-живому без промаха, не доставляя жертве лишних мучений. Именно так он подстрелил на дуэли своего счастливого соперника - барона Тузенбаха. Иначе бы тот маялся всю оставшуюся жизнь...
Конечно, к Василь Василичу Соленому (Радик Бареев) хотелось бы чуть внимательнее присмотреться. Не такой он и примитив. Но в спектакле чересчур уж застенчив. Его постоянно ищешь глазами, досадуя на обилие серых шинелей, меж которых нет-нет да и уколешься о холодный "печоринский" взгляд Соленого. Но в конце концов побеждает все же его тайное желание как-нибудь незаметно "вычеркнуться из зеркал" прозоровского дома, что обычно удается только нечистой силе.
Кстати сказать, многие исполнители "Трех сестер" вышли из уже упомянутой полустуденческой "Чайки", и новая чеховская работа для них пришлась в хорошем смысле на "старые дрожжи". Но спектакль держится не только на молодых мастерах камаловской сцены.
Нельзя не отдать должное Равилю Шарафееву - Чебутыркину. Актер ни разу не воспользовался своим преимуществом любимца публики, готовой начать смеяться при одном его появлении на сцене. Чебутыркин Шарафеева смешон ровно настолько, насколько и мудрее всех. Да, он знает, что никакая другая, лучшая жизнь, о которой грезят сестры Прозоровы, не может пройти мимо, ибо ее просто не существует. Но разве это знание способно сделать их счастливее? Вот Чебутыркин и прячет его за свои шутовские выходки, а в лучшем случае - просто помалкивает, уткнувшись в газетку. Ибо сердце у него - не камень. Во всяком случае, когда он трезвый. А когда пьян, то ему и вправду все "тара-ра-бумбия"!..
Я не видела спектакль "Три сестры", поставленный недавно Рифкатом Исрафиловым в Оренбурге, но, судя по отзывам и некоторым деталям камаловской постановки, художник Тан Еникеев, оформлявший оба спектакля, придумал для них если не одну и ту же конструкцию, то очень похожие. По прямому назначению здесь "работает" разве что разбитое окно, сквозь которое выдувается тепло и проникает холод грядущего запустения. Да еще изредка кто-нибудь всматривается в темноту за окном, как в гадальные карты... В целом же, это некое условно обитаемое, едва очерченное подвижными планшетами пространство, где все происходит одномоментно: рождаются и умирают, ссорятся и объясняются в любви, пьют чай, философствуют, сонно зевают, предаются безудержному веселью, верят, надеются и разбивают чьи-то надежды. Какой в этом смысл? Просто жизнь... И тем не менее вы напрягаете зрение, слух, чтобы ничего не упустить в этом сиюминутном, "бессмысленном" ее течении. И знаете почему? Потому что это не игра в Чехова. Это - Чехов. |