06.04.06Какая карьера без образования! | София САЙГАНОВА
В рамках этой выставки прошли семинары, “круглые столы”, совещания, презентации, брифинг, а еще чрезвычайно симпатичный праздник с говорящим названием “Признание”, на котором поздравляли и награждали памятными подарками юных победителей международных, всероссийских, и республиканских предметных олимпиад. В этом году умники и умницы из Татарстана вновь показали себя во всем блеске. По числу победителей интеллектуальных ристалищ наша республика стоит на втором месте в России. На первом, понятно, Москва.
Характерно, что сами вундеркинды свои победы воспринимают как нечто совершенно естественное и к состязаниям относятся спокойно.
- Ты, наверное, волновался, участвуя в международной олимпиаде? - интересуюсь у Игоря Смоленцева из казанской школы №131, победителя международной, всероссийской и республиканской олимпиад по астрономии.
- Нет, задания были несложными, на российской - приходилось давать ответы на более трудные вопросы.
- А кто оказался основными конкурентами россиян в борьбе за победу?
- Школьники из Китая, Индии и Ирана. Подготовка у них хорошая, но наши ребята все-таки сильнее.
- На каком языке пришлось выполнять задания?
- У олимпиады, проходившей в Китае, было три официальных языка: китайский, английский, русский. Естественно, я отвечал на русском.
А Марина Гайфуллина из казанской школы №131 - победительница всероссийских олимпиад по русскому языку и литературе. Она закончила музыкальную школу по классу фортепиано, занимается спортом, пишет стихи, а еще коллекционирует слонов. На счастье. Как видим, слоны пока не подводят. Но ее мечты простираются дальше: “Хочу поступить в медицинскую академию, стать врачом, как мои родители, и делать добро многим людям”.
Награждали вчера не только за учебу, но и за достижения в искусстве, спорте и даже... в бизнесе. К примеру, школьная бизнес-компания из Буинска изобрела, поставила “на поток” и успешно продавала через различные торговые точки детскую игру “Крези-ралли”.
- Первоначально мы ставили цель - занять малышей в перемены. Шумят, дерутся, в коридоре мимо не пройти. Вот и придумали для них увлекательную игру. Ребята уходят в нее с головой и на переменах спокойствие и порядок, - рассказывает Астамур Гонджуа, один из буинских “бизнесменов”. - А потом многие родители захотели купить такую игрушку детям. Так мы и раскрутились.
- И что, продолжите эту работу?
- Нет, местный рынок себя исчерпал, теперь ищем новую идею.
Цветы, подарки, музыка, поздравления, улыбки...Есть чему радоваться, будущее этих детей предсказать несложно. Но немало среди их ровесников и тех, кто не определился с призванием и, более того, может вовсе остаться без работы. Треть безработных в республике, а их сейчас более 31 тысячи, молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет. Об этом шла речь на брифинге, во время которого два министра - образования и труда и занятости рассказывали о перспективах подготовки кадров в республике.
Раис Шайхелисламов, министр образования, сказал о том, что выставка в этом году отражает реализацию национального проекта по образованию в республике. Здесь представлены инновационные учебные заведения, которые претендуют на гранты, новые разработки, в том числе и компьютерные программы, обсуждаются новейшие технологии обучения.
Борис Захаров, министр труда, сообщил, что потребность в кадрах в ближайшей перспективе составит 140 тысяч человек. 75 процентов из них - рабочие профессии. У нас не хватает электрогазосварщиков, продавцов, слесарей, шоферов, маляров-штукатуров и т. д. Но и выпускники вузов востребованы. На рынке труда нужны ветеринары, воспитатели детсадов, агрономы, учителя английского языка, математики, программисты, инженеры. Внимательный читатель уже обратил внимание на то, что потребность ощущается именно в тех специальностях, за которые платят гроши. Дело тут, видимо, не в том, что мало выпускников по этим профессиям. Просто молодежь с дипломами не желает трудиться за копейки. Вот и устраиваются девушки после инфака секретарями в фирмы, а инженеры правдами-неправдами - в автосервис. Пока не начнут платить достойно, вузы так и будут готовить специалистов для улицы. Парадоксальная ситуация со строительными профессиями: привозят бригады из дальнего и ближнего зарубежья, говорят о том, что не хватает рабочих рук, между тем наши строители простаивают. В разговоры о том, что наши рабочие трудиться не умеют, как-то слабо верится. В конце концов, “турецкий” дом в Казани дал трещину в первый же год, а хрущевки-времянки стоят по 45 лет, и Бог весть, сколько еще простоят. Не пора ли правительству вводить квоты для отечественных рабочих? Лоббировать интересы республики - это нормально.
Есть и еще одна важная проблема в подготовке рабочих кадров для предприятий: оснащение училищ. На старой технике современным технологиям не обучишь. Раис Шайхелисламов сказал, что уже появились училища, база которых позволяет готовить рабочих для современных производств - такие, как лицеи №9 и №54 в Казани, Арское, Алькеевское училища. Министерство намерено “вытягивать” и остальные, но дело это не скорое. Как всегда, все упирается в средства.
В прошлом году выставку посетили 45 тысяч человек. Преимущественно это школьники и их родители. Судя по тому, как были переполнены павильоны выставки вчера, в этом году посетителей будет не меньше.
"Время и деньги" №58 от 6.04.06 |