30.03.06Куда текут наши денежки? | Владимир МУЗЫЧЕНКО
Недавно новый мэр столицы Ильсур Метшин посетовал, что в районных жилищных управлениях развелось много чиновников. Для наглядности он сравнил штатное расписание одного такого подразделения в Казани с сопоставимым по масштабам нижнекамским городским управлением коммунального хозяйства. И вышло, что у нас чиновников почти в четыре раза больше!
А мне подумалось - почему бы руководству столицы не задаться еще одним вопросом: зачем вообще в городе созданы эти самые райжилконторы? Ведь они полностью дублируют деятельность городского департамента ЖКХ! Между тем на содержание всей этой армии "начальников" требуется немалое число денежных знаков, которые берутся, разумеется, из нашего с вами кармана, уважаемые налогоплательщики и квартиросъемщики. А вот численность дворников, сантехников, слесарей, плотников и других ценнейших специалистов, без которых коммунальное хозяйство не проживет и дня, почему-то не шибко растет. Мы говорим, что подъезды плохо убираются. Да платить надо этим людям достойные деньги - и проблем, уверен, не будет.
Есть у меня и другие вопросы. Зачем, например, в городе выдумали должности домоуправов, выполняющих по сути обязанности техников-смотрителей, так как у них нет ни средств, ни производственного персонала, который почему-то передан в подчинение жилсервисам? А те и пальцем не шевельнут, пока ЖКУ не оплатит счета по заявкам жильцов.
А чего стоит постоянная смена вывесок на жилорганизациях! По сути это смена правопреемников и возможность уйти от ответственности, скрыть документы от проверок по расходованию бюджетных средств и денег, выплаченных жильцами. А для чего создан единый расчетный центр, куда стекаются многомиллионные суммы, которые казанцы ежемесячно выплачивают по счетам-фактурам? Яркий пример "оперативной" работы этой конторы - те же дворники месяцами сидят без своей мизерной зарплаты. А слесари, идя на вызов, не имеют при себе даже резиновых прокладок для крана, требуя все с жильцов. Кстати, мэр пообещал сделать работу ЕРЦ прозрачной. Хотя, честно говоря, с трудом верится, что это возможно.
Скажу несколько слов о ТСЖ, куда сегодня пытаются чохом загнать народ. Разумеется, жильцы побогаче, живущие в новых домах, вполне потянут это дело, примеры уже имеются. Но большинство населения, живущее в сорокалетних хрущевках и тридцатилетних многоэтажках, да к тому же получающее невысокие зарплаты и пенсии, ни за что не осилит даже текущее содержание своих "хором", не говоря уже о капитальном ремонте, оплате аренды земли и прочих расходах. Мне думается, что закон о реформировании ЖКХ, да и Жилищный кодекс, бездумно, как это у нас нередко случается, переписан с западных образцов законотворчества. Но ведь мы живем в России и зарплату получаем по нашим, а не по западным меркам!
Думается, такой же утопией, по крайней мере на сегодняшний день, является и передача эксплуатации жилого фонда в частные руки. Если уж даже специализированные тресты, находившиеся на госфинансировании, развалили за последние 15 лет почти все наше жилье, то откуда возьмутся силы у коммерсантов? Разве что тарифы взвинтят до небес, что также чревато. Уже сейчас по России идут волны протеста против растущих расценок на услуги ЖКХ, чего же ждать в будущем?
Лично я убежден, что большая часть жилищного фонда должна находиться в руках государства, которое, как и многие другие цивилизованные страны, обязано субсидировать его содержание. Тем, кто говорит, что на это у страны нет денег, напомню о нефтяных и газовых трубах, по которым день и ночь качают наши нефть и газ, а скоро будут качать еще больше. Разве это не реальные деньги? Только надо по-умному ими распоряжаться, меньше тратить на проедание, а больше - на развитие производства и улучшение среды обитания, куда входит и жилье.
Что касается Казани, то здесь, по моему мнению, следует создать единое государственное городское производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства с мощной производственной базой, в районах же открыть его подразделения - РСУ, которые занимались бы капитальным ремонтом, а также сеть хозрасчетных домоуправлений для текущего содержания жилого фонда и ремонта, которые могли бы работать и на коммерческой основе. Опыт такой организации ЖКХ в городе уже имеется - это небезызвестный трест "Казремстрой", с которым горожане и горя не знали. Квартплата поступала не в мифические центры, а конкретным исполнителям - тем, кто ремонтировал наши краны и дома, кто давал нам воду, тепло и свет. Все было прозрачно, и любой ревизор мог всегда запросто проверить, не запустил ли кто руку в общий карман.
Я уверен, и с этим мнением согласны многие специалисты, отдавшие этой отрасли десятки лет своей жизни, что такая форма организации ЖКХ позволит не только улучшить обслуживание жилого фонда, но и сэкономить миллионы наших рублей, которые сегодня идут на содержание никому не нужных чиновников и лишних управленческих звеньев, о чем и сказал недавно наш уважаемый мэр.
"Казанские ведомости" № 66/67 от 30.03.06 |