24.03.06Три дня с Маэстро | Леонид ЛЮБОВСКИЙ
Прошедший музыкальный фестиваль имени Натана Рахлина - безусловно, самое яркое музыкальное событие в Казани последнего времени. Столетие выдающегося музыканта стало прекрасным поводом для проведения такого форума. Судя по всему, фестиваль по-настоящему заинтересовал любителей высокого музыкального искусства и обещает стать традиционным.
Немного истории. В Казань Натан Рахлин приехал, уже будучи легендарно известным маэстро, народным артистом СССР. Авторитет его был столь высок, что симфонический оркестр, который он создал, довольно скоро утвердил себя в качестве одного из лучших оркестров страны. В становлении оркестра большую роль сыграл Назиб Жиганов, который сумел убедить тогдашнее партийное руководство в назревшей необходимости создания этого коллектива.
Постепенно оркестр стал центром городской музыкальной жизни, а многие его концерты запомнились как настоящие музыкальные события. Репертуар пополнялся быстро, и вскоре он уже охватывал и мировую классику, современную музыку и музыку местных композиторов. Оркестр стимулировал появление новых произведений как самого Н.Жиганова, так и многих композиторов республики. Новые симфонические опусы звучали в концертах почти ежегодно, вызывая искренний интерес слушателей. Так что просветительскую роль оркестра трудно переоценить.
Одна из любимых фраз Рахлина была: “Незаменимых нет, только заменить некем”. Она вполне может быть отнесена и к нему самому. Он был музыкантом-универсалом, игравшим на всех оркестровых инструментах, - мог запросто показать любому солисту “как надо играть”. Но авторитет его исходил, конечно, не только от профессиональных умений, но, прежде всего, от широты мышления и высоких задач, которые он ставил перед созданным им коллективом, - от масштаба его незаурядной личности. Бывшие “рахлинцы” до сих пор вспоминают его искреннее уважение к оркестрантам, понимание их нужд.
Программа фестиваля, включавшая, в основном, сочинения, входившие когда-то в репертуар маэстро, была хорошо продумана.
Уже первый концерт показал, что устроители этого праздника музыки не ошиблись. При аншлаге прозвучали два мировых шедевра - Пятый концерт для фортепиано с оркестром Бетховена и Шестая (Патетическая) симфония Чайковского. Мастерство исполнителей было высочайшим: прекрасно играл народный артист СССР Николай Петров, убедительной была трактовка великой музыки дирижером, народным артистом Украины Федором Глущенко. Бурными аплодисментами зал встретил музыковеда, историка музыки, заслуженного деятеля искусств республики Георгия Кантора, выступившего с прочувствованным словом о Рахлине.
Следующий концерт фестиваля достойно провел бывший ученик Рахлина, заслуженный деятель искусств России Вадим Венедиктов. Солисты - народный артист России Алексей Наседкин и лауреат международного конкурса Татьяна Колесова. Концертом для двух фортепиано с оркестром Моцарта напомнили публике об объявленном ныне годе великого композитора.
Заключительный аккорд фестиваля прозвучал под руководством главного дирижера оркестра, народного артиста России, Татарстана и Казахстана Фуата Мансурова. Перед слушателями с впечатляющими воспоминаниями о Рахлине выступила Жанна Дозорцева, а в завершение прозвучала литературно-музыкальная композиция “Из воспоминаний и писем М.И.Глинки”, автором и чтецом которой выступил народный артист СССР Василий Лановой
Искренний интерес посетителей вызвала выставка, развернутая в фойе Государственного Большого концертного зала РТ имени С.Сайдашева. Благодаря талантливым работам фотомастера Владимира Зотова, на ней был запечатлен последний, казанский период жизни великого маэстро.
Роль созданного Рахлиным симфонического оркестра республики в культурной жизни столицы всегда была высокой. В какой-то степени оркестр - своеобразный показатель уровня культуры любого города. “Симфоническая музыка по своей сути аристократична”, - писал в своих мемуарах один из любимых авторов Натана Рахлина - Гектор Берлиоз. Но отмечая высокий уровень нашего оркестра, следует не забывать и о его проблемах. Оркестр крайне нуждается в репетиционных помещениях. Лучшее решение этой проблемы - строительство соответствующего концертного зала. Для драгоценности нужна подходящая шкатулка.
Можно с уверенностью сказать, что культурная инициатива Татарской государственной филармонии имени Г.Тукая, поддержанная Министерством культуры республики, пришлась по вкусу казанской публике. Пожелаем же фестивалю счастливого пути!
"Время и деньги" №49-50 от 24 марта |