24.03.06Авто для воздушных дорог | Тимур ЛАТЫПОВ
Почему “воздушный автомобиль”? Дело в том, что “Беркут” - развитие уже хорошо известных в России мотодельтапланов “Круиз” и “Химик” - своего рода воздушных мотоциклов. Внешне эти представители двух поколений сверхлегких летательных аппаратов довольно похожи, да и весит “Беркут” только немного больше. Но вот по скорости и дальности превзойдет своих собратьев в два с половиной раза.
“Беркут”. Максимальная скорость - 225 км/ч, дальность - 990 км, мощность двигателя - 65 л/с, взлетная масса - 464 кг, масса топлива - 65 кг, полезная нагрузка - 175 кг, размах крыла - 8,82 м, длина фюзеляжа - 3,1 м.
Мотодельтаплан все же аппарат больше подходящий для экстремальщиков - свист ветра в кабине, довольно специфичное управление, некоторые ограничения при полетах в ветреную погоду, никакого комфорта. Открытая кабина и мягкое крыло создают определенные сложности при пилотировании. “Беркут” - это уже закрытая двухместная стеклопластиковая кабина и жесткое цельноповоротное кевларовое крыло. Управление осуществляется не трапецией, как это заведено у дельтапланов, а штурвалом, что более привычно не только для пилота, но и для обычного водителя.
Преимущества очевидны. Самолет будет настолько легким в пилотировании, что научиться управлять им сможет каждый. “Беркуту” не нужен специальный ангар - он может храниться в разобранном виде, например, в гараже. Разбег и пробег - 70-100 метров, что делает подходящей для старта и посадки любую твердую и ровную поверхность (впрочем, предусмотрен и поплавковый вариант). Комфорт закрытой кабины. И - самое главное - высокая безопасность. Вышел из строя мотор? Ничего страшного: планирование при выключенном двигателе - один из штатных режимов. Более того, крыло спроектировано таким образом, что даже если летчик бросил управление или потерял сознание, самолет будет планировать в парашютном режиме. Но если все же случилось что-то из ряда вон - дергаете рычаг, приводящий в действие парашютную систему спасения самолета вместе с людьми.
Независимые маркетинговые исследования показали перспективность проекта. А потенциальные покупатели и желающие участвовать в серийном производстве самолета появились еще на стадии проектирования.
- Прослышав, люди просто приходили и говорили: “Мы хотим участвовать”, - рассказывает один из создателей “Беркута”, заведующий кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов КГТУ Владимир Гайнутдинов. - Объяснял, что дело сложное, рискованное, это не купля-продажа. Нет, говорят, нам интересно. Конечно, такое отношение вдохновляло. И надо сказать огромное спасибо Федеральному фонду развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, без поддержки которого проект, может, и не начался бы.
На вопрос, поддерживал ли кто-нибудь проект в Татарстане, Владимир Григорьевич ответил весьма примечательно: “Никто не мешал. И это очень даже хорошо”.
Презентационная модель “Беркута” уже солидно поездила. В ноябре она завоевала золотую медаль на брюссельской всемирной выставке “Эврика-2005”, куда съезжаются Кулибины со всей планеты. Занятно, что Татарстан участвовал в этом мероприятии впервые. Наверное, это хороший урок: вот что надо показывать на подобных выставках и на что обращать внимание внутри республики - подобных прорывных проектов у нас немало.
В феврале на 6-й инновационной выставке в Москве “Беркут” получил три награды: Министерства образования РФ, Российского агентства по патентам и товарным знакам и - что примечательно - Института технической эстетики. Самолет действительно выглядит чрезвычайно симпатично. Вспоминаются слова Андрея Николаевича Туполева: “Машина красивая, значит, летать будет”.
Изготовление опытного образца - дело чрезвычайно хлопотное и затратное. Но в процессе изъявили желание участвовать несколько предприятий, вроде одной фирмы из Чкаловска, - и по велению души, и с коммерческим прицелом на будущее. Помогали казанский филиал туполевского ОКБ, руководство КАПО им. С.П.Горбунова. Отрадно, что они связывают с “Беркутом” определенные надежды. Непосредственно производством хотят заниматься, например, в Челябинске, Москве. Не исключено, что для серийного выпуска будет создан холдинг, когда в Казани будут делать основные агрегаты, сборку, проводить летные испытания и сертификацию.
Несмотря на солидную цену серийной машины - от $ 25 тысяч, сегодня и в России, и за рубежом, и непосредственно в Казани немало желающих приобрести “Беркут”. В основном это деловые люди. Соображения понятны. Например, быстро добраться до соседнего города, не подвергая себя опасности на зимней дороге. Кроме того, отношение властей к сверхлегкой авиации, берущее начало в советское запретительное время, постепенно меняется. Принята государственная программа развития этой отрасли. А это не только проектирование и строительство самолетов - удел избранных (уже сегодня в КГТУ проектируется четырехместное развитие “Беркута” и другие сверхлегкие самолеты с цельноповоротными крылом), но и обширная инфраструктура: обслуживание, базирование, обучение и так далее.
Первый полет “Беркута” пройдет, ориентировочно, в мае этого года. Потом профессиональный летчик-испытатель выполнит определенную программу полетов для получения сертификата летной годности. А в ближайшие дни “Беркут” будет представлен широкой публике.
"Время и деньги" №49-50 от 24 марта |