Дискуссия о Казани. "Звезда Поволжья" N11 от 23-29 марта |
Нияз Ахмеров: Я не согласен с тем, что нация находится на подъеме. Нация, находящаяся на подъеме, не будет так разрушать свой город. Может гореть татарский театр, могут по кирпичикам разбирать Кул Шариф, можно хоть музей разобрать - никто не выйдет с протестом. Никаких демонстраций в городе не будет, это я вам точно могу сказать. Достаточно воли одного человека наверху для того, чтобы разобрать любой дом, невзирая ни на его историю, ни на частные интересы. Можно стереть весь город, это не повлияет на демографическую ситуацию, выселить всех жителей в спальный район, и Казань как нация кончится. Все это будет без общественного обсуждения. Если с этим не справится Общественная палата, то ее аналог можно сделать при Союзе журналистов с участием специалистов и ученых. Можно проголосовать прямо сейчас за это... Но не проголосуем... Почему?.. А потому, что нация угасает. Есть понятие пассионарности. В зависимости от того, как идет энергетика, нация может быть на подъеме. В такой период подъема пассионарности она завоевывает пространства, ни одного дома не снесешь, все вопросы, связанные с незаконными застройщиками и властью денег, решаемы. Так что же происходит с пассионарностью казанских татар? В зонах коренных народов в результате поднятия уровня Нижнекамского водохранилища под воду уходят целые районы - Актаныш, Мензелинск, исконно татарские деревни, и хотя бы кто выступил. Можно поставить проблему управления процессами пассионарности. На вопрос, можно ли этими процессами управлять, Гумилев считает, что да, этот процесс управляем. Потому что нация возникает там, где проходит граница: река - суша, гора - степь, верхний город - нижний город, город - пригород. Татары как нация на угасании. Это же касается и русских. Но всегда в народе есть маленькие группы пассионариев, они держатся до конца, пока все не исчезнет. Пассионарность возникает в неоднородных городах. Именно архитектура может создать неоднородный город. Если мы сейчас создадим однородный город, то дальше будет не о чем говорить.
В завершение встречи со стороны Эльмиры Байрам-Али прозвучало предложение провести акцию - призвать собраться на площадь Свободы всех тех, кто неравнодушен к судьбе родного города. Это будет повод узнать, действительно ли людей беспокоит то, что происходит с родным городом, и необходимость сохранения того, что осталось. Это был бы повод проверить, насколько сохранилась пассионарность в казанских татарах. Чтобы увидели, что есть люди, кому это небезразлично.
Вот такой разговор, призывающий к размышлениям, состоялся в Союзе журналистов по инициативе движения нового поколения «Узебез». Кто-то жаловался на отсутствие гражданского общества, на равнодушие чиновников, на то, что фактически вся земля в городе распродана современным богатым и сильным хозяевам жизни, которых очень трудно заставить отступать. Да, это действительная реальность, с которой мы должны считаться, говорилось на встрече. Но все же, если мы не будем нажимать и влиять на ситуацию, они и дальше будут разрушать и строить, как хотят. Какой же вывод можно вынести из этой встречи? А вывод такой: или мы станем цивилизованным обществом, или будем обречены по истечении лет сидеть и признаваться перед молодым поколением в своей несостоятельности и предлагать им учиться на наших ошибках. Сможет ли новое поколение извлечь тот самый горький урок из опыта старших? Наверное, об этом еще рано говорить. Но очевидно одно, если просто сидеть и ждать, то тогда уже не из чего будет извлекать уроки, в результате бездеятельности мы действительно можем потерять наш прекрасный город.
В истории нашей страны была эпоха, когда мы были намного беднее, а наше наследие было, может быть, в еще более трагической ситуации - после войны. Была возобновлена система охраны памятников, были созданы десятки реставрационных мастерских, тогда были заложены ее основания, ремесленные училища. И страна, будучи абсолютно нищей, за 15 лет залечила раны войны, восстановила исторические города. Так что ссылаться на то, что нет денег, неправомерно. Нет только желания и политической воли. Это должно быть понятно обществу и государству. Государственные органы власти, СМИ и общественность должны сконцентрировать усилия, и тогда нам будет что оставить потомкам. |