Дискуссия о Казани. "Звезда Поволжья" N11 от 23-29 марта | Резеда САФИУЛЛИНА, с.н.с. Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, канд. филол. н.
Они проводили работу по возрождению национальных праздников представителей всех этносов, проживающих в слободе. Был создан свой консультативный совет, куда входили ведущие ученые республики - историки, этнографы, архитекторы, выходили издания, посвященные данной теме. Но половинчатые меры, предпринятые властями с целью превращения Старотатарской слободы в туристический центр, ни к чему не привели, а напротив, усугубили ситуацию. Налицо нерациональное использование финансов. Вместо целенаправленной работы, нацеленной на сохранение и возрождение Татарской слободы, на теле города возник свищ в виде кичевого комплекса «Туган авылым», целевое назначение которого совершенно не ясно. Можно привести еще ряд примеров по сооружению объектов, не вписывающихся в общую картину города и разрушающих его целостность. В связи с упразднением префектуры 30 декабря 2005 года приостановлена работа по организации Казанского государственного историко-архитектурного заповедника «Иске татар бистэсе». Но совет старейшин Старотатарской слободы так же продолжает собираться, его члены - замечательные люди, выселенные и оторванные от родной слободы, приезжают из разных концов Казани, пишут прошения в разные инстанции, вплоть до президента РТ. Написали и нынешнему мэру г. Казани Ильсуру Метшину, ждут ответа.
В разговор включилась Элмира Байрам-Али: Я сама - крымская татарка. Ситуация со Старотатарской слободой мне очень напоминает депортацию крымских татар. Они сейчас возвращаются на родину. И появляются новые праздники, которых не было до депортации. Это праздники встречи односельчан. Вернувшись на родину, люди, когда-то жившие в этой деревне, не имеют возможности туда вернуться для проживания, но раз в год, где бы они ни жили, все, от самого маленького до самого старшего, собираются в одном месте - в своей родной деревне. Собираются для того, чтобы встретиться. Чтобы все знали, что это место живет в их памяти хотя бы в рассказах. Они все знают друг друга в лицо. Уже выросло несколько поколений, которые никогда не жили в этой деревне. В отличие от крымских татар в Казани еще живут 40% жителей Татарской слободы. Если собрать их сегодня, можно сделать очень много. Мы говорим о многих вещах, а надо поставить себе цель сохранить хотя бы одну вещь до конца. Это благословенное место разрушается с особой жестокостью, изощренно, и, что самое страшное, руками людей духовного фронта – муллами. Примером тому может служить вновь отстроенное здание напротив мечети Марджани на пересечении улиц Каюма Насыри и Фатиха Карими. Они перекрыли своим зданием прекрасный вид на Кабан. Раньше мечети были как маяки, ориентиры на перекрестках. Улицам давали названия по именам мечетей. Сейчас эта естественная среда уничтожается на глазах.
Главный архитектор Казгражданпроекта Сергей Саначин отметил, что главная составляющая сохранения наследия - это защита от уничтожения: Наряду с такими причинами исчезновения наследия, как естественный износ, стихийные действия, пожары, вандализм, в 90% случаев служат решения, принимаемые чиновниками и городскими властями. Просто так дома сами не ломаются, для этого должен быть вынесен «карар». Как противостоять этому? Кто призван бороться с этим? У нас существуют определенные структуры, которые обязаны это делать: два Управления госконтроля, охраны и использования памятников: одно при Министерстве культуры, другое в Главном управлении градостроительства. Есть еще Научно-методический совет минкультуры и небольшая комиссия по сохранению или сносу исторической части Казани, которая была организована в связи с реализацией Программы ликвидации ветхого жилья. Последние структуры являются общественными. Первые две - официальные, которые за это получают деньги. Они должны делать регулярные доклады, отчеты о результатах своей работы. Охрана и защита - это очень особая сфера деятельности. У нас очень много структур, имеющих силовую поддержку: кроме большой милиции есть железнодорожная милиция, кроме большой прокуратуры есть экологическая, есть рыбный надзор, у экологов что-то есть и прочее. Но нет силовой защиты наследия. |