15.03.06Рецепты выписывает наука |
На коллегии говорилось и о том, что нужно выпускать из училищ рабочих более высокой квалификации. По опыту знаю, что на производстве не всегда заинтересованы в этом, поскольку на предприятиях существует своя система обучения. По анкетным опросам руководителей можно сделать вывод, что, прежде всего, они заинтересованы в том, чтобы работник обладал творческим потенциалом, легко адаптировался к новым условиям и требованиям. Такой работник очень ценится, ведь любой товар имеет в наши дни короткий срок жизни, конкуренция большая, надо постоянно производить новую продукцию и все лучшего качества, а для этого необходим творческий подход.
Полноценное обучение невозможно без социального партнерства. Наш институт получил грант за научное решение этой проблемы. У нас были защищены диссертации, проведены исследования. Экспериментальной базой служили учебные заведения, где налажена тесная связь с производством. В советские времена было нормой, что предприятия брали студентов на практику, оплачивали ее, предоставляли выпускникам училищ рабочие места, оснащали мастерские оборудованием. Потом на большинстве предприятий от этого отказались. Сейчас такая практика потихоньку возрождается. Примером плодотворного сотрудничества по подготовке кадров могут служить ОАО”Оргсинтез”, которое поддерживает свой колледж №19, “Радиоприбор”, который хорошо помогает училищу-колледжу №51. И все же нередко у нас социальное партнерство держится на договорных, личностных отношениях. Во многих успешных европейских странах - это обязательная норма. Например, во Франции социальное партнерство четырехстороннее - между предприятием, колледжем, Минобразом и профсоюзами. Причем профсоюзы курируют, отслеживают это партнерство. Предприятия непременно разрабатывают профессиональные стандарты. У нас в стране есть образовательные стандарты, которые готовит Минобраз, но профессиональных не существует.
Нужно вновь вспомнить и о целевой подготовке, а значит, и найти средства на нее. Что касается планирования, часто слышишь: надо готовить столько, сколько необходимо производству. Расчеты, основанные на этом, уже были, но больше двух лет они не работали, слишком быстро меняется практика. Такие вещи должны отслеживать предприятия и училища, а не государство.
- И все-таки, какие рецепты прописывают профобразованию ученые?
- Самый действенный на сегодня я уже называла - интеграция. Москва уже пошла на то, чтобы объединить начальное и среднее профобразование, организовала так называемые новые колледжи. Объединенная материальная база дает им возможность выстоять и двигаться дальше. Что бы мы ни говорили, но два фактора, в первую очередь, влияют на положение дел: деньги и люди. Если будут в эту отрасль направлены деньги, появятся квалифицированные преподаватели, с их помощью удастся вытянуть всю систему. Сегодня же преподаватель - самый последний человек. По оплате труда, по крайней мере. А ведь без высококлассных специалистов, сколько ни предлагай новые подходы, толку не будет. Их ведь нужно реализовывать.
А предлагаем инновации мы как раз постоянно. Например, интеграцией науки и образовательных учреждений мы занялись намного раньше, чем об этом заговорили со всех трибун. Наш институт много лет тесно сотрудничает с образовательными учреждениями, все лаборатории имеют в училищах и колледжах свои экспериментальные площадки. Профильное обучение мы опробовали в одной из московских школ (у нас есть лаборатории в Москве и Санкт-Петербурге), опять-таки задолго до того, как его взяли на вооружение чиновники.
- Что за лаборатории расположены у вас в столицах?
- В Санкт-Петербурге - лаборатория проблем социокультурной подготовки, в Москве - лаборатория стратегии развития профобразования. В них работают практически одни профессора. В Казани у нас эффективно работают лаборатории методологии и теории профобразования, профессионального воспитания, психологического сопровождения, компьютеризации, практической и специальной подготовки, лаборатория высшего образования. В институте сто сотрудников. Все лаборатории возглавляют доктора наук. У нас в штате один действительный член РАО, три членкора. В аспирантуру неизменно держится конкурс, что по нынешним временам редкость, множество соискателей. На нашей базе (у нас три совета по защите докторских и кандидатских диссертаций) защищаются ученые изо всех казанских вузов, да и из других регионов. К нам приезжают экспериментаторы из Уренгоя, Пензы, Пскова, Кирова, Ростова, да практически со всей России. Мы сотрудничаем с зарубежными и российскими коллегами, с Советом директоров колледжей России, с российским Правительством. |