15.03.06Рецепты выписывает наука | София САЙГАНОВА
30 лет для любого научно-исследовательского учреждения - срок солидный. ИПППО же незадолго перед своим юбилеем обрел новый статус, который значительно повысил и его роль в научном сообществе, и ответственность творческого коллектива. Теперь это единственный в России научно-исследовательский институт, который занимается проблемами начального, среднего и высшего профессионального образования. Очевидно, что поднять экономику без квалифицированных кадров на каждом из этих уровней невозможно. А система начального и среднего профобразования буксует, она изрядно пострадала в девяностые годы минувшего века, когда многие училища “сливались”, закрывались, преподаватели разбредались куда глаза глядят, здания передавались новым хозяевам. Сейчас ее надо возрождать. Причем не просто возрождать, а на новом качественном уровне. И как это сделать без помощи науки? Нужны методики, технологии, новые разработки. Всего этого и ждут практики от ИПППО. Мы беседуем с директором института - академиком РАО, доктором наук Гузель МУХАМЕТЗЯНОВОЙ.
- Гузель Валеевна, в СССР, а затем в России ведь не только ваш институт занимался профобразованием. Почему же теперь все связанные с этой сферой научные проблемы переданы в Казань?
- У нас достаточно широкий профиль исследований, есть специалисты, которые занимались каждым из звеньев системы в отдельности, а также связями между ними. В институте успешно работает лаборатория непрерывного профессионального образования, недавно создана лаборатория высшего профессионального образования.
Сейчас начался новый этап развития профессионального образования, предстоит решать множество проблем - как структурных, организационных, управленческих, так и чисто педагогических. К последним относятся содержание обучения, выбор новых технологий, оценок деятельности учебных заведений, анализ факторов, обеспечивающих подготовку специалистов, которые по качеству и профилю отвечали бы требованиям рынка труда.
- На итоговой коллегии Минобраза РТ, в работе которой вы участвовали, профтехобразование было поставлено во главу угла. Как вы оцениваете предложения министерства по его развитию?
- Мы услышали немало дельного: о том, что формируется порядок организации госзаказа по подготовке кадров, преимущественно корпоративного, разрабатываются критерии Минобраза по оценке деятельности училищ. В числе критериев, конечно, будут инвестиции, внебюджетная деятельность, социальное партнерство с предприятиями. Шла речь и об интеграционных процессах, объединяющих уровни начального и среднего образования. Нельзя сказать, что в нашей республике предлагают какие-то особенные подходы, которых в России больше нигде нет. Может, это и хорошо. К примеру, в Москве интеграция ступеней образования уже ведется за счет совмещенных учебных планов и программ, что делает систему профобразования непрерывной. Кстати, одна из проблем профобразования - именно отсутствие эффективной непрерывности. Мы, скорее, декларируем ее, но плавного перехода от одной ступени к другой в содержании обучения пока нет, соответствующие технологии еще очень несовершенны.
- Но с тем, какого специалиста нужно готовить в ХХI веке, уже определились?
- Сейчас все говорят о том, что надо готовить специалиста, который востребован на рынке труда. Безусловно, рынок определяет профиль подготовки, номенклатуру специалистов. Но рынок не может быть единственным заказчиком образования, в частности, определять содержание образования, его обеспечение, научное и методическое. Образование должно соответствовать государственной политике, потребностям общества и личности. Рынок - это механизм, и все подчинять ему нельзя. Нужно думать о том, как больше дать личности для ее совершенствования. Обществу, прежде всего, нужны образованные люди, а они адаптируются в любой ситуации. Напомню, что навыки бывают базовые и профессиональные. Базовые компетенции - знание иностранных языков, информатики, корпоративная культура - нужны всем без исключения. Все остальное приобретается по мере необходимости. |