Анна АХМАДЕЕВА
Об изменениях, ожидающих производителей и потребителей рекламы в связи с принятием в Государственной Думе РФ нового Федерального закона «О рекламе», говорили сегодня на брифинге в «Татмедиа» представители телекомпаний Татарстана.
Напомним, что принятый 22 февраля этого года документ уточняет ряд понятий, в том числе "реклама", "товар", "социальная реклама", и вводит понятие "спонсор", которым законодатели предлагают считать физическое или юридическое лицо. Законопроект также устанавливает новые ограничения на способы продвижения отдельных видов товаров и услуг, в том числе алкоголя, табачных изделий и игорного бизнеса. Документом ужесточаются требования к рекламе пива и лекарств, отпускаемых как по рецепту, так и без рецепта. Трансляция рекламных роликов спиртных напитков, табака и табачных изделий в теле- и радиопередачах, а также на первой и последней страницах журналов и первой и последней полосе газет запрещена. Реклама пива ограничена временными рамками - с 7 до 22 часов местного времени в телепрограммах и с 9 до 24 часов в радиопрограммах.
Важное нововведение - сокращение объема рекламы на телевидении. После вступления законопроекта в силу длина рекламного блока не должна будет превышать четырех минут. В 2006-2007 годах реклама на ТВ будет размещаться по следующей схеме: не более 20 процентов от эфира в час и не более 15 процентов от объема вещания в сутки. В печатной прессе объем рекламных материалов не будет превышать 40% от площади издания. Прерывание телепрограммы рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, а публикация рекламы в прессе - сопровождаться пометкой «реклама» или на «правах рекламы».
Кроме того, пятнадцатипроцентное ограничение продолжительности рекламы будет распространяться не только на традиционные рекламные блоки, но и на прочие виды рекламы - телемагазины, спонсорскую рекламу, «бегущую строку».
Разрешена реклама в детских и образовательных передачах - в начале и конце программы. Длина рекламных блоков увеличивается в зависимости от продолжительности программы.
Согласно документу, уровень звука рекламного блока не будет превышать уровень звука общего вещания.
Закон запрещает рекламу зонтичных брендов, когда под видом одного товара рекламируется другой, ограниченный или запрещенный к продаже.
Преимущество нового закона в том, что он учитывает многие реалии и тенденции современного рынка рекламы, которым уже не соответствовал закон 1992 года. Такое мнение высказали юристы: начальник отдела правового обеспечения ОАО ТРК «Новый век» Лилия Бурханова и юристконсульт филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Татарстан» Эльвира Валеева. Лилия Бурханова отметила, что законодатели провели масштабную работу - новый закон учел судебную практику арбитражных судов и судов общей юрисдикции за последние несколько лет, касающуюся норм рекламной деятельности.
У специалистов нет сомнений, что новый закон создан в интересах потребителя - на это направлены ограничения продолжительности, громкости звучания рекламы, ужесточившиеся требования к этичности рекламы и способам подачи рекламной информации. По мнению Эльвиры Валеевой, развитие получат детские и образовательные передачи, к созданию которых теперь можно привлекать дополнительные средства спонсоров и рекламодателей.
Вместе с тем, новый закон о рекламе станет серьезным испытанием для независимых вещателей. Многим из них придется сократить количество транслируемой рекламы и поднять расценки. По мнению начальника коммерческой службы филиала ФГУП ВГТРК «Татарстан» Евгения Ларина, это приведет к «вымыванию» мелкого и среднего рекламодателя с рынка рекламы - новые условия выдержат только крупные организации и предприятия.
Снижение доходов от рекламы, возможно, приведет к изменению структуры программы вещания телеканалов - некоторые из них могут сократить свои расходы на закупку дорогостоящего «качественного» художественного кино, и предпочесть фильмы более низких категорий. В любом случае, по мнению коммерческого директора ОАО «ТРК «Новый век» Марины Коноваловой, каждый канал будет пересматривать свою политику и, либо оптимизировать производство собственных программ, направляя средства на закупку художественных фильмов и спортивных передач, либо повышать стоимость изготовления и трансляции рекламы.
По словам Марины Коноваловой, вероятно, что канал «Новый век» пересмотрит отношение к программам, содержащим скрытую рекламу и материалы «на правах рекламы», поскольку время их трансляции также будет включаться в пятнадцатипроцентный лимит на рекламу.
Теперь законодателям и заинтересованным ведомствам России предстоит разработать механизмы реализации данного закона, отметили специалисты. В частности, пока не существует алгоритма регулирования нормы закона о громкости звучания рекламных материалов и наказания за ее нарушение.
По мнению Марины Коноваловой, в новых условиях работы рекламного рынка все средства массовой информации и рекламные агентства должны сосредоточить свои усилия на партнерских отношениях. Необходимо построить ценовую политику, поскольку на рекламном рынке Казани цены непомерно завышены, отметила она. Марина Коновалова считает, что ограничения в рекламном бизнесе должны дать новый толчок развитию нетрадиционных видов рекламы и стимулировать творческий подход к изготовлению рекламного продукта.
Intertat.ru |