03.03.06Казань - закрытый город Но народ всегда дырку найдет | Ольга МАЧНЕВА
"По одному, по одному проходим, граждане!" - эти слова звучат теперь на казанском вокзале постоянно. Таким образом тетеньки в передниках с надписью "Перронный контролер" пытаются отрегулировать пассажиропоток через турникеты. Однако народ, которому не терпится попасть с перрона в город или наоборот, не желает стоять в очереди и ломится через турникеты на свободу почем зря.
- Ё-моё, это что за дурдом?! - поделился с нами впечатлениями 40-летний Ирек, только что приехавший в Казань на московском поезде "с заработков" и обнаруживший, что все выходы с перрона в родной город перекрыты забором, а прибывших выпускают через турникеты. - Я служил в закрытом городе, туда только по пропускам пускали. А теперь, значит, Казань - закрытый город?
Ради борьбы с "зайцами" на пригородных поездах 17 февраля на казанском вокзале запустили три турникетные линии общей стоимостью 30 миллионов рублей. Одну линию установили в "стекляшке" пригородного вокзала, две другие - на восточной и западной платформах. Смысл турникетов, работающих "на вход" и "на выход", в том, что без билета человек не может ни выйти с вокзала к электричке, ни попасть в город, сойдя с электрички. Как показал опыт других городов, турникеты себя оправдывают и окупают - количество безбилетников на электричках сокращается. Однако в Казани вполне здравая идея турникет-контроля воплотилась в весьма извращенной форме...
- Что и говорить, не хотят люди понять, зачем поставили турникеты. Раздражаются, ругаются на нас, особенно в час пик, меня вот уже два раза толканули так, что я отлетела. Очень нервная у нас работа! - пожаловалась нам перронный контролер Татьяна, которая дежурит на "главном" турникете в здании пригородного вокзала. - Может, надо было сначала какую-то разъяснительную работу с населением провести...
Однако, вникнув в детали процесса, мы убедились, что разъяснительная работа по поводу важности и нужности турникетов вряд ли помогла бы, потому что умом такое понять сложно...
В отличие от того же Казанского вокзала в Москве, где забором оградили лишь территорию пригородного вокзала и через турникеты гоняют исключительно пассажиров электричек, в Казани "под замес" попали абсолютно все пассажиры, а также провожающие и встречающие их граждане. Мы стали свидетелями, как пассажиров с поездов дальнего следования пропускают через турникет в "стекляшке". Те раздражаются, матерятся, протаскивая свои тяжелые сумки через только два работающих "на выход" турникета. При этом контролеры просят еще некоторых пассажиров предъявить билеты: а вдруг под маской междугородника скрывается безбилетник с электрички? На пассажирах же не написано, с какого поезда они сошли! Хотя контролеры уверяют, что глаз у них наметанный и "дальников" они могут определить практически безошибочно: у них багаж солиднее и вид более интеллигентный (!). Но если все-таки междугородник покажется контролерам подозрительным, а свой билет он непредусмотрительно выбросил, считай, конфликт с матерщиной неизбежен.
Впрочем, у пассажиров-междугородников есть еще один путь для отступления с вокзала в город - через красное здание. Там турникетов нет, но у двери тоже стоят контролеры, в задачу которых также входит определять на глаз, кто из пассажиров есть кто, и преградить пригородным "зайцам" дорогу грудью. Встречающим, чтобы попасть на перрон, приходится доказывать, что они не верблюды, отвечая на вопросы контролеров: какой поезд встречаете, назовите его номер, во сколько он прибывает.
Но самое смешное, что, создав массу неудобств казанцам и гостям города, система турникет-контроля не справляется с отловом тех самых пригородных "зайцев", для которых она предназначена. Все контролеры знают, что ушлые "зайцы" вовсю лазают либо через дырки в заборе, либо вообще беспрепятственно выходят в город там, где кончается забор, а кончается он напротив гостиницы "Волга"...
- Забор, естественно, где-нибудь кончается, нельзя же протянуть его до Москвы. Бесспорно, наш народ всегда найдет лазейки, некоторые товарищи готовы обойти всю станцию Казань, лишь бы только не платить за билет, поэтому сейчас ставится задача привлечь на помощь вокзальным контролерам сотрудников органов правопорядка, которые ограничат передвижение по "народным тропам", - говорит пресс-секретарь Казанского отделения Горьковской железной дороги Елена Моисеева. - Увы, казанский вокзал устроен так, что не позволяет жестко разграничить "пригородную" и "междугородную" территории, как в Москве, поэтому сейчас возникают некоторые неудобства. Но со временем люди привыкнут и напряжение спадет. Зато польза от турникетов ощутимая, со времени их установки продажа билетов на пригородные поезда увеличилась на треть! Все должны понимать, что чем меньше у железной дороги будет убытков, тем на меньшее количество государственных дотаций она будет претендовать.
"Вечерняя Казань" N31 от 3 марта |