28.02.06Европейский взгляд на преподавание истории мировых религий |
- А как же быть с правами неверующих? - поинтересовался корреспондент “ВиД” у уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина.
- Права неверующих также не будут ущемлены, - ответил Владимир Петрович. - Ведь разговор не о том, чтобы в школах обращать детей в ту или иную веру. Это противоречит Российской Конституции, конституции светского государства. Речь идет о преподавании истории и философии религии, причем не одной, а всех основных. И, конечно же, наряду с этим должен стоять вопрос о преподавании истории и философии атеизма. В глазах ребенка картина мира должна быть полной. Собственно, основам самой религии, как и прежде, будут учить конфессиональные школы, в которые детей отдают по желанию семьи.
В итоговой резолюции говорится о том, что европейский институт должен стать не только учебным, но и исследовательским центром, вокруг которого организуются творческие встречи и дискуссии. Учебные программы будут составляться в тесном сотрудничестве с представителями различных конфессий.
В резолюции сказано также о том, что конфессии должны быть представлены в Совете Европы. Для этого стоит создать консультативный орган религиозных общин при Совете Европы.
Комментируя содержание резолюции журналистам, Альваро Хиль Роблес сказал, что данный документ будет представлен Комитету Министров и Парламентской ассамблее Совета Европы. От их решения зависит, какие будут сделаны конкретные шаги. Как известно, документы такого рода носят рекомендательный характер и их назначение - привлечь внимание Совета Европы к острым проблемам. Так что говорить о конкретных решениях пока не приходится. Но будем надеяться, что два дня, проведенные в дискуссиях, не прошли зря. По крайней мере, стало ясно, что противников у этой идеи нет, ведь речь вели больше о подходах к проблеме. Для россиян, которые так и не обрели пока эффективный идеологический компас и нередко склонны двигаться “по закону маятника”, впадая из одной крайности в другую, умеренность и неторопливость седой Европы - хороший пример.
Альваро Хиль Роблес высоко оценил работу семинара, заявив, что в будущем вся история данного вопроса будет делиться на “до и после Казани”. Все выступающие сходились в том, что Казань - живой пример толерантности и сотрудничества народов и религий и этот опыт стоит позаимствовать.
- Мы хотим, чтобы молодые граждане Европы получали хорошее образование, и, безусловно, одним из важных составляющих этого образования должна быть информация об основных религиозных течениях”, - сказал комиссар по правам человека СЕ. При этом, подчеркнул он, обучение должно “проходить без прозелитизма, религия должна преподноситься как элемент культуры, элемент цивилизации”.
"Время и деньги" N33 от 28 февраля |