28.02.06Европейский взгляд на преподавание истории мировых религий | София САЙГАНОВА
Итогом двухдневного международного семинара “Диалог, толерантность, образование: совместные действия Совета Европы и религиозных конфессий”, прошедшего в Казани, стала резолюция, в которой говорится о необходимости создания Европейского института по преподаванию религии и консультативного органа, представляющего религии, традиционно исповедуемые в Европе.
Дискуссия в Казани завершила серию семинаров, посвященных принципам толерантности, которые были организованы в течение пяти последних лет. В работе семинара приняли участие около 100 иерархов различных конфессий, политических и общественных деятелей, омбудсменов, ученых. Среди них Председатель Комитета Министров Совета Европы Адриан Лемини, Апостолический нунций, секретарь Епископского Совета по межрелигиозному диалогу Пьер Луиджи Челата, Генеральный директор по образованию, культуре и молодежи СЕ Габриелла Баттани-Драгони, комиссар по правам человека СЕ Альваро Хиль Роблес, уполномоченный по правам человека РФ Владимир Лукин, Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, Председатель Совета муфтиев РФ Равиль Гайнутдин, Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин и другие.
Альваро Хиль Роблес в своей заключительной речи сказал о том, что к нарушениям прав человека нередко приводит невежество в религиозной сфере: “Я сталкивался с этим в разных странах и удивлялся тому, как фанатики и манипуляторы от религии заставляли людей делать вещи, противоположные тому, чему учит эта религия”.
По мнению комиссара, беда в том, что миллионы людей плохо себе представляют менталитет тех, кто живет по соседству, но принадлежит к другой культуре, другой религии. Именно непредвзятое знакомство с культурой и образом жизни других народов - залог добрососедства. Для этого нужно ввести специальный предмет в учебные заведения.
Конфессиональные школы, которые открыты по всей Европе, в этом не помощники, ведь у каждой конфессии они свои, никак не связанные с другими. Кроме того, в таких школах учат верить, причем в рамках одной религии, а на сей раз речь идет о курсе, который будет учить знать. Причем знать историю, философию всех основных религий, а также связанные с ними обряды и культурные ценности.
Но где же найти преподавателей, которые смогут вести в школах такой сложный предмет? Где взять программы, учебные пособия? Для этого как раз и нужно создать Европейский институт, который займется подготовкой специалистов и учебной базы. Представители религиозных конфессий на семинаре дружно поддержали идею создания института и изъявили готовность сотрудничать в этом с Советом Европы. К примеру, о насущной необходимости диалога между Советом Европы и религиозными сообществами сказал представитель Русской православной церкви при Совете Европы отец Филарет. На его взгляд, нужно заново осмыслить взаимоотношения между государством, обществом в целом и религиозными сообществами, “чтобы голос религии был слышен”. Совет Европы в этом смысле - “уникальная площадка для такого диалога”. Религиозным организациям можно придать статус неправительственных (НПО), приняв за основу тот же формат сотрудничества, что и с другими партнерскими организациями.
Александр Орлов, постоянный представитель РФ при Совете Европы, выступая, подчеркнул, что Россией накоплен уникальный опыт сосуществования десятков различных национальностей, конфессий и культур, несомненно, представляющий интерес для всей Европы. Он пообещал, что развитие межкультурного и межконфессионального диалога будет одним из главных приоритетов в период председательства России в Комитете Министров Совета Европы с мая по ноябрь этого года. За это время пройдут два мероприятия, посвященные этой теме: приволжский форум “Диалог культур и цивилизаций в Нижнем Новгороде” и семинар в Страсбурге на тему “Эволюция концепции прав человека в мультикультурном и мультиконфессиональном обществе”.
Надо заметить, что участники семинара, придерживаясь единого мнения относительно пользы изучения религиозных ценностей в школах, похоже, порой подразумевали под этим “изучением” не одно и то же. Представители основных российских конфессий вели речь о преподавании основ религии, подчеркивая значение самой религии для становления личности, значение именно веры. Политики, общественные деятели и иерархи конфессий, прибывшие из Европы, делали акцент на истории, философии и культурных ценностях, связанных с разными религиями. Видимо, поэтому наши иерархи расходились во мнениях, как вести этот предмет: как основной или как факультатив (на последнем настаивали мусульмане). Для европейцев такой вопрос не стоял: только как основной предмет, ведь речь идет о преподавании мировых культурных ценностей, знакомство с которыми необходимо решительно всем. Причем многие выступающие настаивали на праве человека знакомиться с основами веры. |