27.02.06Откровенно о Джалиле, и не только | Андрей ЛЕБЕДЕВ
Столетний юбилей Мусы Джалиля вызвал всплеск неподдельного интереса к личности поэта. В свет вышло несколько новых книг, посвященных его жизни и творчеству. Среди них есть и такие, которые, возможно, претендуют на сенсацию.
Упомянем в первую очередь о подарочном трехтомном переиздании "Моабитских тетрадей", осуществленном специально к столетию со дня рождения Джалиля Татарским книжным издательством. Это три малоформатных тома размера подлинных тетрадок поэта (7,5х10,5 сантиметра), ныне хранящихся в Национальном музее РТ. Именно такого небольшого объема блокноты поэт прятал в складках одежды, не раз перечитывал их и доверял им "светлые чувства и слез чистоту".
В первых двух томах стихи приведены на русском и татарском языках, в третьем представлено полное факсимильное воспроизведение обеих легендарных тетрадей моабитского цикла Джалиля. Трехтомник снабжен вступительным словом Рафаэля Мустафина, текстом указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении поэту звания Героя Советского Союза и выписки из постановления комитета по премиям в области литературы и искусства Советского правительства о присуждении ему Ленинской премии. Сборники прекрасно оформлены, к ним прилагается коробка-упаковка с профилем поэта и подписью "1906-2006". В таком виде издание займет достойное место в библиотеке каждого книголюба.
Ранее то же издательство подготовило и выпустило наиболее полное в настоящее время собрание сочинений поэта в пяти томах на татарском языке.
Среди новоиспеченных исследовательских работ выделим небольшую книгу доктора филологических наук Амира Махмудова "Лишь в свободе жизни красота", появившуюся в издательстве "Магариф". Автор рассматривает поэтическое наследие Мусы Джалиля в преломлении современных эстетических взглядов. В издании нашли отражение этапы литературно-критической деятельности поэта, анализируется тематический спектр стихов из "Моабитских тетрадей". Отдельный раздел посвящен соотношению национального и интернационального в творчестве поэта.
Наиболее яркой новинкой последнего времени можно назвать книгу декана татфака Казанского госуниверситета Искандера Гилязова "Легион "Идель-Урал", вышедшую в Таткнигоиздате. По сути, это переиздание его же книги "На другой стороне. Коллаборационисты из поволжско-приуральских татар в годы Второй мировой войны" (Казань, 1998), однако значительно расширенное и исправленное.
Книга Гилязова заслуживает отдельного и более подробного разговора, хотя прямого отношения к Джалилю вроде бы не имеет. О поэте лишь несколько раз упоминается, основной же акцент сделан на истории так называемых восточных легионов, сформированных нацистами для борьбы против Советского Союза. Издание снабжено характерным подзаголовком "Представители народов Поволжья и Приуралья под знаменами "третьего рейха".
Интерес к легиону "Идель-Урал", скомплектованному фашистами из числа пленных татар Поволжья, далеко не праздный. Из книги во многом становится понятным скрытый смысл действий Джалиля, который, как известно, вступил в это формирование и принял соответствующую присягу. Билет легионера давал, с одной стороны, определенную уверенность в том, что удастся избежать верной гибели в концлагере, а с другой - возможность подпольной работы и заветного освобождения в более-менее отдаленной перспективе в результате, к примеру, побега или перехода через линию фронта в расположение советских частей.
В книге на большом архивном материале, с которым И.Гилязов ознакомился в хранилищах Германии, показано, что ко времени вступления Джалиля в легион в нем уже содержалось более десяти тысяч таких же пленных советских людей тюркского происхождения. Создавая видимость сотрудничества с командованием нацистских формирований, в самый решительный момент они начинали мятежные действия или переходили к партизанам. И это несмотря на колоссальные усилия фашистских пропагандистов, специалистов вермахта и СС, искушенных эмигрантов, внушавших мысль о создании независимого татарского государства в случае победы рейха. В этом смысле подвиг поэта-подпольщика, члена группы Гайнана Курмаша состоял в том, что он символизировал несломленную честь и патриотизм целого народа, многие представители которого, вопреки крайне нелегким условиям своего содержания, не поверили в насаждаемую противником иллюзию. |