21.02.06Школьные столовые пустуют. Почему? | Анна ЯКОВЛЕВА
Три рубля двадцать четыре копейки в виде дотации выделяется в день из республиканского бюджета на питание школьника. За год затрачиваемые на эти цели средства складываются в суммы, исчисляемые десятками миллионов рублей. Однако это не меняет ситуацию во многих школьных столовых, где большая часть учеников попросту отказывается питаться. В чем же проблема?
Не лезьте руками в нашу кашу!
Что входит в обычный среднестатистический обед, предлагаемый школьникам? Каша с котлетой, салат из свеклы или капусты, кусок хлеба и компот с пирожком. Причем это так называемый платный обед, на который в день ученики доплачивают от пяти до десяти рублей. Однако в Казани около сорока процентов школьников питаются только на трехрублевую дотацию. То есть получают в обед коржик с чаем либо "пустое" пюре с кусочком хлеба. Но эта бесплатная еда чаще всего так и остается на столах нетронутой. Почему же дети воротят нос от школьных блюд?
Совершив рейд по ряду казанских столовых, мы выявили несколько причин. В основном школяры жалуются на невкусные, по их мнению, обеды и неопрятное убранство столовых. Так, десятиклассник одной из школ Андрей уверяет, что натуральный сок, предлагаемый на обед, всегда разбавлен водой, а каши не радуют своим запахом. Он мечтает о жареной картошке или наваристом супе. А девятиклассница Ольга из другой школы призналась, что перестала ходить в столовую после того, как увидела, что повар протирает тряпкой столы, а потом этой же рукой, не сполоснув ее, лезет в кастрюлю с кашей. Поэтому в большинстве случаев дети предпочитают брать с собой в школу домашние бутерброды либо перекусывать шоколадками и печеньем из ближайшего киоска. Именно естественное желание детей съесть что-нибудь вкусненькое и является одной из причин того, что столовые часто пустуют. Кроме того, многие ученики попросту боятся опоздать на урок, ведь за десятиминутную перемену не успеешь даже отстоять очередь, не то что спокойно пообедать.
Такие блюда вам и не снились
- Главное - правильно организовать процесс питания, - считает директор школы №164 Ирина Коренкова, - поэтому у нас горячие обеды готовятся на всех учеников. Но наша школа малокомплектная, в ней учатся всего 230 человек. Выделяемые субсидии здесь тратятся на завтрак после первого урока, во время которого каждый ученик получает чай с пирожком или двадцатиграммовую сосиску с хлебом. Обед же получается платным, в неделю родители сдают около шестидесяти рублей на одного ребенка. Зато и подкрепиться на эти деньги можно первым, вторым блюдом и чаем с пирожком.
Такая система эффективнее, считает директор школы. Ребенок ест понемногу несколько раз в день и не испытывает чувства голода. Да и "бесплатники" в обед не будут смотреть голодными глазами на других детей, в чьих тарелках лежат аппетитные котлетки.
Подобной же системы придерживаются и в казанской школе №9. Здесь дотационные три рубля идут на приобретение натурального сока, полстакана которого каждый ученик начальных классов получает на завтрак. У старшеклассников же дотация входит в стоимость обеда. Организована система горячего питания неплохо, но "строем" питаются только семьдесят процентов учащихся, в основном младших классов. Недельные сборы на обеды обходятся их родителям также примерно в шестьдесят рублей. Старшеклассники же предпочитают меню свободного выбора, куда входят такие блюда, которые многим бюджетным столовым и не снились. Школа с углубленным изучением английского языка отличается тем, что учатся в ней в основном дети обеспеченных родителей. Вот и обедают здешние старшеклассники отварным мясом, курицей, бифштексами, салатами. Для приготовления горячих блюд в этой школе созданы все условия: функционируют гастрономический, мучной, мясной, овощной цеха. Да и интерьер столовой располагает к приятному приему пищи. |