17.02.06В ожидании гранта | Евгения ЧЕСНОКОВА
Об инициированных российским Президентом Владимиром Путиным национальных проектах в сферах образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства разговоров в последнее время ведется очень много. Но до сих пор не все знают, что же реально стоит за громкими словами "национальный проект". Чего ждать в ближайшем будущем учителям, школам и вузам республики - об этом мы говорили с министром образования и науки Татарстана Раисом Шайхелисламовым.
- Раис Фалихович, что же предполагается сделать в рамках реализации проекта "Образование"?
- Если коротко обозначить основные направления работы, то это стимулирование инновационных школ и вузов, поддержка классных руководителей и лучших учителей, внедрение современных образовательных технологий. Одно из важных направлений - поддержка одаренной молодежи. Еще одно направление имеет отношение к профессиональной подготовке военнослужащих. Есть проект, связанный с созданием двух инновационных университетов в Южном и Сибирском федеральных округах.
- Ну, это от нас далеко, а что делается непосредственно в республике?
- В настоящее время практически завершены все подготовительные мероприятия, связанные с поддержкой учителей, выполняющих функции классного руководителя. В соответствии с этим направлением проекта республике выделяется 226,1 миллиона рублей. 1000 рублей ежемесячно будет выплачиваться классному руководителю в городе, если у него в классе 25 и более учащихся, и сельскому учителю, если в классе 14 и более учеников. Думаю, выплаты начнутся в самое ближайшее время. Но чтобы у учителей не было чувства разочарования, нужно четко заранее пояснить, что из этих же средств будет взиматься и единый социальный налог.
Замечу, что в Татарстане выплаты получат и те, у кого в классе меньше детей, но, естественно, если учеников в два раза меньше, то и сумма выплаты уменьшается в два раза.
- Много вопросов возникает в связи с обещанной Президентом России премией в 100 тысяч рублей для лучших учителей.
- Действительно, на эти цели республика в 2006 году получит 28,9 миллиона рублей. Следовательно, 289 учителей нынче должны стать обладателями премии Президента в этой номинации. Их будут определять путем проведения нескольких туров конкурса. При этом мы ставим условие, чтобы на местах участников было не менее чем в три раза больше названной цифры, чтобы был реальный конкурс.
- Поскольку 100 тысяч рублей - деньги для учителя серьезные, многие педагоги уже сегодня опасаются, что получат их не самые достойные, а те, кто умеет поддерживать хорошие отношения с начальством.
- Конечно, очень важно, чтобы обладателями этой престижной премии не стал кто-то по указке, по велению свыше. Умный, толковый учитель, который годами нарабатывает авторитет, нередко молчит о себе, в то же время в коллективе могут быть люди, авторитет которых связан прежде всего с умением преподносить себя. Поэтому в процессе отбора обязательно должны принимать участие общественность, учителя, родители, выпускники школ, средства массовой информации. Мы надеемся, что активизируют свои действия школьные родительские комитеты, которые знают своих учителей.
Но я не говорю, что нельзя учитывать точку зрения директора школы. Как можно обойтись без мнения директора, педсовета? Окончательное же решение на основе изучения всех точек зрения (прежде всего с мест), определения корректности использования методов, которые применялись при установлении обладателей премий, будет вынесено на республиканском Совете по приоритетному национальному проекту "Образование". Коллегиально.
- Кроме лучших учителей, предусмотрены также премии для лучших школ...
- Да, одно из направлений национального проекта "Образование" предусматривает стимулирование инновационных общеобразовательных учреждений. Согласно российской квоте, связанной с общим числом учащихся в субъекте Федерации, в республике премии получат 87 учебных заведений в этом году и столько же в следующем. На каждую школу выделяется миллион рублей. |