06.02.06На "телефоне доверия" - священник | Ольга МАЧНЕВА
Казань стала одним из первых городов России, где появился церковный "телефон доверия". "Сначала мы открыли телефонную информационно-справочную службу, чтобы люди могли уточнить время богослужений в храмах, выяснить порядок церковных таинств, но идея очень быстро переросла в нечто большее. Казалось, что даже светскому человеку, который никогда не был в церкви, интересно мнение священника по тому или иному вопросу. А некоторые хотели бы прийти в храм, но стесняются, потому что не знают, как там себя вести, как найти священника... Так же как люди нуждаются в общении с церковью, церковь хочет наладить диалог с обществом", - объясняют смысл "телефонного проекта" в управлении Казанской епархии.
Два казанских священника - отец Павел из церкви Преподобного Сергия Радонежского (именно этот приход инициировал открытие "телефона доверия") и отец Сергий из Петропавловского собора поочередно дежурят на мобильной трубке с номером - 253-40-35. В отличие от штатных психологов, для которых дежурство на "телефоне доверия" - оплачиваемая работа, батюшки общаются со страждущими исключительно по зову собственной души.
- Священник - вообще не работа, это призвание, - подчеркивает протоиерей Сергий (Титов). - Однако дежурить на телефоне возьмется не каждый священник, потому что это довольно тяжело, ведь люди не звонят, когда им хорошо, они звонят, когда им плохо... Я взялся за это как за послушание.
Абоненты обращаются к "телефонным батюшкам" как с глобальными вопросами - о кончине мира и происхождении зла, так и с вполне конкретными жизненными проблемами - болезнь, измена любимого, разлад в семье, конфликты с детьми...
- В любом случае люди ищут истину, и мы стараемся им в этом помочь. При всем моем уважении к психологам (порой я и сам направляю к ним людей), психология - это все же только часть истины, церковь намного духовнее, - уверен отец Сергий. - Поэтому психологи не могут дать человеку того, что может дать церковь. Мы расследуем проблему комплексно, докапываясь до самых глубин.
"Телефонные батюшки" не вправе интересоваться у своих "клиентов" ни возрастом, ни национальностью, ни вероисповеданием.
- Но на определенной стадии разговора люди все равно сообщают о себе какие-то подробности, - говорит отец Сергий. - И вот что мы заметили: больше половины наших абонентов - мусульмане, по крайней мере, считают себя таковыми по национальной принадлежности. Ведь в обществе еще бытует мнение, что русский - это обязательно православный, а татарин - мусульманин. Уже известно, что вера и нация не всегда "совпадают", но факт заключается в том, что к общению со священнослужителями тянутся сейчас люди всех наций и вероисповеданий. Поэтому было бы неплохо, чтобы ДУМ РТ тоже открыло "телефон доверия". Для нас, конечно, не важно, какой веры человек, если он нам звонит. Но ведь бывают такие вещи, на которые разные религии смотрят по-разному. Вот, к примеру, звонит мне женщина и жалуется, что ее любимый мужчина вроде бы любит ее и хочет быть с ней, но в то же время не может бросить и другую. Я начинаю давать этой женщине советы с позиции православия, и вдруг выясняется, что она мусульманка и это несколько меняет дело, потому что ислам позволяет мужчине иметь несколько жен.
- А православной что вы посоветуете в такой ситуации? - поинтересовалась я у отца Сергия.
- Либо терпеть и молиться, либо... не терпеть. Любовь - очень тонкая материя, и только сам человек может решить, как ему быть со своей любовью. У церкви, конечно, есть некие правила на этот счет. Мы всегда призываем обиженную сторону простить обидчика. Если вы любите, то неправильно наступать на горло любви ради гордости!.. Есть неверное мнение, что церковь не признает невенчанный брак, считая его грехом и блудом, будто бы, если не было венчания, то и брака как такового не было. Это не так. Бесспорно, таинство венчания велико - оно дает возможность изменить жизнь обоих супругов, на них снисходит Божья благодать. Но и обычный, зарегистрированный в загсе брак тоже заслуживает признания, если он основан на любви, ведь любовь - это тоже благодать. И если хотя бы один из супругов верит в Господа или в свой брак, в свою любовь, он должен беречь этот брак.
Как и на любой "телефон доверия", на церковный женщины обращаются чаще мужчин. Но и представители сильного пола нуждаются в духовном окормлении.
- Мужчины тоже обращаются с семейными проблемами, но чаще их гнетут личностные, то есть конфликты с самим собой. С мужчинами общаться труднее, ведь у них сильнее, чем у женщин, развит логический аппарат, соответственно, их труднее в чем-либо убедить. Но тем интереснее для нас обоих беседа...
Поскольку священники общаются по "телефону доверия" в свободное от основных занятий время, работает он в ограниченном режиме - с 10 до 17 часов и с двумя выходными (суббота, воскресенье). Поэтому дозвониться по номеру, увы, тяжело. Тем более что беседа с очередным абонентом может занять у батюшки и час, и полтора.
- А возможна ли исповедь по телефону? - спросила я у "дежурного по номеру" отца Сергия. - Пожалуй, в наш бурный век такая телефонная услуга пользовалась бы спросом.
- Спросом могло бы пользоваться многое, но это еще не значит, что это нужно предлагать, - вразумил меня отец Сергий. - Нет, исповедь - это таинство, для совершения которого нужно прийти в церковь.
"Вечерняя Казань" N15 от 4 февраля |