Металл на фасадах старой Казани |
Вновь поднимаемся по лестнице на улицу Кремлевскую, следуем до пересечения ее с улицей Чернышевского и оказываемся у здания бывшей Духовной семинарии (ул. Кремлевская, 4/23).
Навес в стиле модерн на стене южного крыла семинарии изготовлен в начале 20 века. Вглядываясь внимательнее, нельзя не поразиться мастерству кузнецов, сумевших столь тонко и изящно выковать из металла пучки колосьев, переплетенные полевыми цветами и травами.
С этого места открывается эффектный вид на чешуйчатый купол Александровского пассажа, увенчанный гроздью колоколов и высоким кованым шпилем. Но о нем немного позже, а сейчас по улице Джалиля спустимся вдоль высокой церковной стены к собору Петра и Павла (ул. М. Джалиля, 21).
Собор был возведен в 1723-1726 годах московскими мастерами, которые сочетали в своей работе живописный силуэт, яркий цвет и пластик, резной камень, кованые и просечные металлические изделия. Металл играет важную роль в архитектуре собора и эффектно выделяет его основные элементы. Металлические детали относятся к трем периодам: первая половина 18 века (строительство собора купцом Михляевым), и стиль «русское барокко»: кресты над храмом и колокольней, выполненные в виде склепанных из стальных листов на кованном металлическом каркасе конструкций, украшенных многочисленными накладками просечного железа и приклепанными стальными лучами; 1880 – 1890 годы (реставрация собора по проекту инженера М. Н. Литвинова), и почти вся ковка относится к «псевдорусскому» стилю: навесы, оконные решетки, двери, жестяные просечные детали карнизов; реставрация середины – второй половины 20 века с небольшими стилевыми изменениями ворот внешней ограды и двери на галерею с северной стороны.
Поднимемся теперь к Александровский пассажу (1882 г.; архитекторы В.В.Суслов, Поздеев, Г.Б. Руш. Эклектизм; ул. Кремлевская, 17).
Выстроенное, как здание пассажа и гостиницы, оно принадлежало субсидировавшему постройку Александрову. Затем владелец продал его своей сестре О.С.Александровой – Гейнс, которая в свою очередь подарила здание городу для размещения в нем музея. Однако для городского музея здание не подошло, и здесь разместили меблированные комнаты и магазины. В годы первой русской революции здесь находилась редакция газеты «Волжский вестник», а с 1896 по 1909 г. – знаменитая типография И.Н.Харитонова. В интерьере здания во множестве применены стальные конструкции: лестничные клетки марши, металлические переплеты крыши и пола главного торгового зала.
На фасаде здания металлические детали лишь вкраплены в общую лепную и резную декорировку стены. Среди них фонарные кронштейны и кованый шпиль над угловым куполом, флагодержатели.
Проходим несколько метров, и мы оказываемся у Чернояровского пассажа (1901 г.; архитектор Г.Б. Руш.; ул. Кремлевская, 21). Эклектизм. Своеобразные маковки, обшитые листовым железом и украшенные коваными шпилями, играют ведущую роль в декоре здания.
Следуем дальше, к Кремлевской, 23. Перед нами навес конца 19 в. Плоский козырек опирается на «псевдобарочные» кронштейны. Несмотря на мастерство исполнения, образное решение навеса не соответствует строгим классическим формам фасадов домов.
Вот и бывший дом Мартинсона 1871 года, ныне ул. Кремлевская, 27.
Ограждения балконов хорошо дополняют общий вид здания. Литье, эклектизм.
Ворота и ограда главного входа в университетский городок по ул. Кремлевская, 18 выполнены в духе классицизма. Монументальный портал заполнен ажурными коваными полотнищами спокойного геральдического рисунка, соответствующего всему торжественному строю архитектуры Казанского университета. Сквозь ажурное кружево левой калитки открывается вид на двухколонный портик входа в лабораторный корпус, подчеркивающий стилевое единство всего этого хорошо сохранившегося комплекса 1-й половины 19 века. Похожий рисунок имеет и кованая ограда справа от ворот.
Коротко отметим навес над входом в здание Научной библиотеки имени Н. И. Лобачевского (19 век, ковка, классицизм). |