Металл на фасадах старой Казани |
А я все же приглашаю вас совершить прогулку по самой древней части города с целью отыскать приметы старинного кружева Казани, и начнем мы с места ее основания - Кремля и древнего символа города легендарной башни Сююмбике.
Решетка в верхней части арки проезда башни единственная в этой постройке. Ячеистый рисунок решетки, украшенный в местах клепки штампованными многолучевыми звездочками, сочетает в себе черты московского оборонного зодчества 17 века и стройные пропорции татарских минаретов. Функционально она могла служить защитой для стрелков на настиле под воротами при обороне входа в Губернаторский дворец.
Пройдем немного по территории Кремля по направлению к Спасской башне, и уже виден Благовещенский собор (1552-1556; архитектор Посник Яковлев). Южный фасад собора украшают металлические оконные ставни, орнаментированные гнутыми стальными полосами в «псевдорусском» стиле. Такие ставни часто встречались в Казани, и их рисунок иногда ярко отражал черты татарского или русского декоративного искусства. Кресты над маковками собора изготовлены по дореволюционным фотографиям при реставрации собора в 1985-86 годах.
А вот и здание бывшего юнкерского училища начала 20 века. Внимание привлекает навес над дверью. Декоративный козырек над входом в здание служит почти единственным украшением строгого протяженного фасада в стиле позднего классицизма. Богатый орнаментальный рисунок, прекрасной работы кованые цветы чебаксинской ковки поражают красотой и тщательностью исполнения деталей.
Закончив осмотр Кремля, мы выходим на улицу Кремлевскую, наиболее сохранившую свой первоначальный вид. Когда-то она называлась Спасской, потом Воскресенской, после революции носила имя Чернышевского и Ленина. Каждая историческая эпоха оставила улице свое наследство, и от каждой эпохи отобрала она все самое лучшее и самобытное, сумев объединить памятники разных эпох в гармоничное целое. Основным периодом формирования была эпоха классицизма. Вторая половина 19 века закрепила ведущие принципы формообразования ее пространственной среды, бережно охраняемые в наши дни.
На площади Первого Мая главным фасадом выходит здание, которое своими прекрасными пропорциями и элегантностью архитектурного оформления задает тон всей улице. Построено здание думы было в начале 19 века, перестроено в 1835 г., реконструировано в 1846 г., когда восстанавливалось после пожара в 1842. До революции в нем сначала размещались городские присутственные места, а затем городская управа и городская дума. В настоящее время – администрация города Казани (Кремлевская, д. 1). Своеобразие зданию предает массивный арочный портик с балконом–террасой над ним, который, акцентируя главный вход, создает впечатление монументальности и торжественности. К начальному периоду строительства здания можно отнести оконные решетки первого этажа в духе русской классической архитектуры. Здесь применен распространенный в классицизме мотив розетки, напоминающий и мотивы многополостной арки – элемента восточной архитектуры. Литое ограждение балкона появилось в конце 19 – начале 20 века. «Неоренессансный» стиль портика не совсем сочетается с эклектичным орнаментом решетки, которая, тем не менее, не портит впечатления от архитектуры здания.
Свернем ненадолго на улицу Миславского, чтобы полюбоваться парапетной решеткой на спуске ковки первой половины 20 века (Кремлевская, д. 7). Рисунок решетки в виде пересекающихся стрельчатых арок подчеркивают национальный колорит в архитектуре и искусстве послереволюционный эпохи.
Спускаемся по левому крылу лестницы на улицу Миславского и оказываемся у бывшего дома Крупенниковых (ул. Миславского,1) с навесом над парадным входом дома первой половины 19 века, украшенным декоративными штампованными цветочками.
Почти напротив находится еще одно интересующее нас здание. Это здание бывшей типографии И.А.Харитонова (конец 19 века; ул. Миславского, 4). Дом построен в стиле модерн, и трудно обойти вниманием прекрасную кованную парапетную ограду в виде рельефных растительных орнаментов, вписанных в прямоугольную сетку, с решеткой, украшенной цветами, искусно выкованными из металла, и удивительно сочетающейся с рисунком декоративного витража в центральном оконном проеме. |