Металл на фасадах старой Казани | Тематическая экскурсия по центральной части города
Меня зовут Стуков Денис. Я считаю себя коренным казанцем, потому что живу в этом городе с четырехмесячного возраста. Сейчас мне 14 лет, и за эти годы Казань очень изменилась. Сегодня она окончательно приобрела черты мегаполиса: крупнейшие торговые центры, работающие допоздна супермаркеты, рестораны, где предлагается кухня многих народов мира, культурно-развлекательные комплексы, бьющий в глаза свет рекламы. Это, несомненно, преимущества современной жизни, но почему-то печально на душе от мысли, что вот-вот мы лишимся навек прелестей Старой Казани, ведь следы прошлого почти стерлись временем или действиями потомков. О фактах прошлого могут рассказать лишь остатки прошлого, но они безмолвны. А так хочется заставить их говорить…
История Казани богата и своеобразна. На протяжении веков она вбирала в себя многие черты Запада и Востока, достигнув высот искусства и архитектуры. Слияние двух культур стало основой создания оригинальной архитектуры Казани и отразилось, в том числе и в искусстве художественной обработки металла, которым были так богаты улицы нашего города - это кованые и литые решетки оград, парапеты набережных и перила лестничных клеток, ограждение крыш и балконов, решетки окон, ворот, дверей. Все эти стальные и чугунные кружева прекрасно сочетались с каменной и кирпичной кладкой, лепниной и другими формами декора зданий.
Самые старые известные нам образцы архитектурной ковки относятся к 17 - началу 18 и представляют собой накладки в форме различных звездочек и бляшек, превращающие рисунок решетки в красивый ковровый орнамент. Таковы оконные решетки Богоявленской и Петропавловской церквей, решетка под аркой башни Сююмбике. Сохранились также некоторые своеобразные композиции кованого каркаса в стиле «русского барокко» на фасадах Собора Петра и Павла (1726 г.), мечети Марджани в Татарской слободе (1767 г.).
Широко кованый металл стал проникать в архитектуру Казани с появлением кузнечного производства в селе Чебакса. Опираясь на композиционную основу классицизма, кузнецы дополняли изделия мотивами, близкими татарскому декоративному искусству: выпуклыми цветами, полумесяцами, звездами (калитка мечети Галеева, ул. Тукаевская, д. 40). Ближе к середине 19 века на улицы города хлынул поток изделий массового спроса, нейтральных в стилевом отношении. Попадая на фасады домов, стилизованных в «псевдорусском», «неоренессансном», «восточном» или другом духе, они вдруг приобретали черты ассоциативного сходства в силу достаточно универсального характера примененных орнаментальных мотивов. И все же большинство чебаксинской художественной ковки составляли произведения в духе западноевропейской эклектики и барокко, но реже в духе готики (ул. Островского, д. 25), «восточных» стилей (мечеть Азимова) и «псевдорусского» направления (ул. К. Маркса, д. 27). А вот решетки татарской части города отличались своеобразием: рисунок здесь более равномерный, мелкий и насыщенный, зачастую украшен символическими мотивами, наклепанные стальные узоры на металлических дверях чем-то родственны древнему искусству кожаной мозаики, сохранившемуся у татар еще с булгарских времен.
Ближе к началу 20 века на фоне уже легко узнаваемого специфического стиля чебаксинской ковки с применением великолепных штампованных накладных деталей появляется несколько образцов балконных ограждений очень тонкого литья и изящного рисунка (ул. Астрономическая, д.15), однако в целом доля литого металла в дореволюционной архитектуре Казани очень невелика.
В советское время получило широкое распространение чугунное архитектурно-декоративное литье, не отличающееся каким-то своеобразием, за исключением, возможно, оригинальной парапетной ограды набережной Булака (архитектор Алпаров), оформлением спуска на улице К. Наджми (архитектор Зиннуров), красивые ограды скверов в Кремле и на улице Павлюхина. Семидесятые годы – время попыток возродить утраченные традиции, но дело это оказалось непростым. Удачные графические решения, в основе своей содержащие трактованные в духе современных течений татарские декоративные мотивы, не сопровождались, к сожалению, достаточной конструктивной прочностью отдельных элементов, что приводило к их быстрому разрушению. Активный орнаментальный фон в совокупности с крупным рисунком должен был ограничиться применением в новостройках, но появился и в историческом центре, где требовались более нейтральные решения. Современные ограды резко диссонировали со старинными зданиями, что привело к отрицательной оценке горожан. Чуть позже стали появляться решетки, построенные на основе геометрических арабесок, упрощенных растительных орнаментов, удачно сочетаемые с оштукатуренными плоскостями стен. Это не решило проблем ценнейшей архитектурной среды исторического центра Казани, но, тем не менее, проиллюстрировало растущий опыт казанской школы архитектурной ковки. |