Еще недавно крупнейшим было старопоморское согласие, два основных центра которых существуют и по сей день. Это - Москва и Казань.
Казань издавна считалась своеобразным смешением всех и вся, таким казаном-котлом, где смешаны и русский и татарин, и христианин с мусульманином, где одна традиция мирно соседствует с другой. После присоединения Казани к Русскому государству началась активная христианизация местного населения, результатом чего было появление "старокрещеных" татар прямыми потомками которых являются современные старопоморцы.
Во второй половине XIX века в Казани старообрядцы стали собираться на службу в двухэтажный храм на Варлаамовской улице в Татарской слободе, называемый "Общественной моленной". Сегодня Варлаамовская улица носит имя советского государственного и партийного деятеля Мартына Межлаука. Эта улица и сегодня такая же узкая, как много лет назад. И как много лет назад здесь находится старообрядческая молельня.
Старообрядческий храм представляет собой оштукатуренное светлое кирпичное здание: оно двухэтажное, семь больших окон на втором этаже, семь полуподвальных окон на первом этаже.
На треугольном фронтоне – полукруглое чердачное окно. На здании отсутствуют архитектурные декоративные элементы.
Если бы не крест, венчающий это здание, мы бы никогда не догадались, что здесь храм. Это – молитвенный дом без признаков храма, в соответствие со всеми правительственными запретами того времени.
Кроме самого здания храма в комплекс построек входил большой одноэтажный корпус, в котором размещалась, в частности, богатая приходская книжница.
Здания замыкались стеной с воротами, во внутреннем дворе был ископан колодец.
Напротив моленной был выстроен добротный дом на подклете - для певчих. В советское время молельня была закрыта. Сейчас ее уже восстановили, и там проходят службы.
Сегодня два храма возвращены общине, насчитывающей около 200 человек, хотя когда-то старообрядцев в Казани было на порядок больше. Вторая церковь, находящаяся в Суконной слободе, должна стать кафедральной в Казанско-Вятской епархии. Ее реставрация будет завершена к празднованию 1000-летия Казани.
Для староверов время как будто остановилось. Если хотите проникнуться духом древней Руси, посетите их общину. Старообрядцы ни на йоту не изменили своему старому вероуставу. Во время молитвы они совершают земные поклоны, крестятся не как принято у христиан тремя перстами, собранными в пучок, а двумя, как крестились в старину. Вместо "Иисуса" говорят "Исус". Не курят и не пьют, поскольку это у них считается страшным грехом. Мужчины носят, как завещано святыми старцами, окладистые бороды - это один из отличительных признаков приверженцев древлеправославия. Другой - скромная неброская одежда, в церкви это кафтан - у мужчин и самобытный сарафан - у женщин.
Молельня эта сегодня, как и раньше имеет неофициальное название: Шамовская. Почему? В своей работе я хочу ответить на этот вопрос.
Как ни странно, о благотворительности Яков Филиппович Шамов и не думал до глубокой старости. Родился он в 1833 году в семье старообрядческого торговца средней руки Филиппа Шамова. Когда Яшка вырос, его отдали в учение к именитым казанским купцам-старообрядцам Фоминым, весьма сведущим в «купеческих науках». Три брата жили на улице, что именуется ныне Столбова в нескольких домах под общим номером 1. Некогда единую усадьбу Евсей, Хрисанф и Лаврентий Федоровичи разделили между собой в 1838 году. Частью этого большого участка с одноэтажными каретными лавками владел купец А.К. Санников. Позднее, в 1864 году, она также перешла к Фоминым, а точнее — к дочери Хрисанфа, Аграфене Фоминой. Фасады домов выходили прямо на торговую площадь, и теория подкреплялась для Яшки Шамова практикой. Дома светло-желтого цвета, двухэтажные, с треугольным фронтоном сохранились и сегодня.
Раньше на этом месте находился знаменитый Сенной базар.
От бывшего Сенного базара сегодня не осталось и следа. Исчезли торговые навесы, вездесущие извозчики-барабусы, людская толчея. Но архитектурный облик этого старинного уголка Казани остался практически нетронутым. |