Официальная церковь и государство незамедлительно начали преследование сторонников старых обрядов. Против них была брошена армия. Спасаясь от гонений, старообрядцы уходили в леса, где создавали свои общины. Нередко, не желая сдаваться властям, старообрядцы устраивали массовые самоубийства, сжигая себя в своих молельнях, в срубах. Их расстреливали, вешали и сжигали.
Вся дальнейшая история старообрядческой церкви - постоянные гонения и преследования староверов.
По сообщениям Сената при Петре I, более 900 тысяч русских душ - или 10 процентов тогдашнего населения России - числилось в бегах.
После указа Петра III российское правительство перестало в открытую бороться с церковным расколом, но усилило контроль за старообрядческим движением. Строительство церквей староверами было строго запрещено. Общинам, не принявшим компромиссных условий единоверия, позволялось возводить только здания молельных домов или часовни. Внешне старообрядческие молельни выглядели как светские здания, так как не должны были иметь ни колоколен, ни куполов с крестами, ни алтарей.
К середине XVIII века правительство прекратило преследования старообрядцев. Им стали поручаться руководящие должности на заводах, среди них появились зажиточные и даже богатые люди.
11 марта 1784 г. последовал рескрипт Екатерины II «О даровании старообрядцам по их просьбам священников и о дозволении им отправлять для них службу Божию по их старым обрядам». Однако сама императрица, чья терпимость была вызвана, скорее всего, равнодушием и чисто прагматическими соображениями, не проявила дальнейшего интереса к этому делу, и оно заглохло.
Император Павел, сам приверженный древнему чину православного богослужения (в его домовой церкви в Михайловском замке служили по-старому), полагал дело восстановления полноты русской Церкви одной из главных задач своего правления.
В 1796 г. законное священство было даровано старообрядцам Казани.
При Николае I правительство принимает курс на искоренение старообрядчества, и в единоверие начинают загонять насильно.
К этому времени и в старообрядческой среде усиливается непримиримое отношение к господствующей Церкви. Обострение отношений привело к тому, что началась массовая насильственная передача старообрядческих храмов единоверцам, а с 1855 г. старообрядцы, не «переписавшиеся» в единоверие, лишались права вступать в купеческое сословие.
Несмотря ни на что, число единоверцев к середине XIX века увеличилось в несколько раз и составляло едва ли не четверть населения Российской империи. Со временем старый русский обряд оказывается в определенной степени «легализован» и перестает в сознании церковного народа и, что особенно важно в России, огромной армии чиновников, быть непременным атрибутом раскола.
Император Александр III первым из русских царей послепетровского времени отпустил бороду - это было молчаливым, но всё же указанием на то, что в старом обряде нет ничего не только еретического, но и просто зазорного.
Царь Николай II сделал очень серьезные шаги по ослаблению тех непрерывных гонений, которым подвергались старообрядцы. При нем в 1905 году вышел манифест о веротерпимости. После манифеста был недолгий - до революции - расцвет старообрядчества. Велось бурное строительство сотен и даже тысяч храмов по всей стране. До этого действовал полный запрет на строительство храмов старообрядцами. В лучшем случае позволялось иметь молитвенный дом без всяких внешних признаков храма.
По мнению некоторых исследователей, до революции в России старообрядцев было от четверти до трети от общего количества великороссов. Старообрядчество живо и до сих пор.
Сейчас русская православная старообрядческая церковь является древнейшей ветвью русского православия и входит в число традиционных российских конфессий. Сегодня в ее составе 288 общин, 10 епархий, старообрядческое духовное училище, издательство. Общая численность старообрядцев составляет более 3 миллионов человек, 2 миллиона из которых проживают в России. |