Купец Шамов - меценат и благотворитель | “Проявление сочувствия, сострадания к ближнему” – так определяет благотворительность толковый словарь Даля. Иногда жертвовать деньги было модно, иногда про это и не вспоминали. И. Гаврилов, составитель казанского календаря на 1869 год, с сожалением замечал, что «… благотворительность у нас так редка, и большинство богатых купцов до такой степени скаредно скупы и бесчувственны к бедствиям ближнего, что не хватает терпения, чтобы не сказать эту горькую правду». Шли годы, и к началу ХХ века отношение к благотворительности заметно изменилось. Быть причастным к богоугодному делу стало честью для многих видных жителей Казани. К тому времени в городе было уже немало богаделен и других учреждений. Среди них особо стоит выделить Дом призрения неимущих, престарелых и увечных граждан, а также Детский приют и школу Общества пособия бедным мусульманам, попечителем которого был потомственный почетный гражданин города Вали Закирович Апанаев. И это не считая еще 33 благотворительных обществ, одно перечисление которых заняло бы немало места.
И теперь мы, потомки этих людей, можем с полным правом восхищаться ими – кто сейчас отдал бы миллионы рублей просто так!
Однако через век после их жизни люди, стремящиеся собрать какие-то сведения, узнать о быте, образе жизни той эпохи, частенько наталкиваются на отсутствие каких-либо письменных источников и, следовательно, на невозможность получить достоверные факты. Вот тут мы должны заново благодарить тех купцов и дворян, увековечивших свои имена в названиях созданных ими учреждений.
Больше половины населения Казани, люди, даже не занимающиеся историей, непременно приведут вам в пример Первую Клиническую больницу. Хотя в советское время были проведены несколько кампаний по переименованию этой больницы, в народе она все равно известна как Шамовская.
Но прежде, чем говорить о Якове Филипповиче Шамове, надо сказать, что Шамов принадлежал к старообрядческой общине, и именно со старообрядцами связана вся его благотворительная деятельность.
Мы жители Казани знаем, что после завоевания города Иваном Грозным, она была поделена на две части – русскую и татарскую. Но на самом деле Казань была разделена не на две, а на три части – старообрядцы селились отдельно. Среди казанских старообрядцев было немало известных и по сей день фамилий. Они занимали высокие посты в городском управлении, их меценатство мы помним и сегодня. Купцы-староверы, заключали миллионные сделки без всяких бумаг и договоров! Достаточно было одного "честного слова" - все знали: раз старовер его дал, то не нарушит даже под страхом смерти - вера не позволяла. Среди таких купцов были: Гребенщиковы; купец 3-й гильдии, дважды городской голова Федор Иванович Хворов; известный род казанских купцов Четверговых, к которому принадлежит семья Старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Андриана (в миру Александр Геннадьевич Четвергов); Оконишниковы; богатейший купец России, основатель Волжско-Камского банка в Петербурге В. А. Кокорев; философ А. А Ухтомский и многие другие. Но, пожалуй, особое место в этом списке занимает человек, которому и посвящена наша экскурсия. Крупнейший представитель старообрядческой общины Казани конца XIX – начала XX века Яков Филиппович Шамов.
Так кто же такие старообрядцы?
Во второй половине XVII столетия, во время царствования Алексея Михайловича, в России наступила относительная стабильность. Укрепляется государственность, реформируется законодательство. Наступала очередь реформирования и православной церкви - с тем, чтобы привести содержание церковных книг и обрядов в соответствие с требованиями церкви греческой, от которой сформировалось российское православие. Отказаться, например, от обычая креститься двумя, а не тремя, перстами.
Церковные реформы вызвали серьезные противоречия в среде русского духовенства. Многие верующие отказались принять новые каноны и отделились от официальной церкви. Они стали жить обособленной религиозной жизнью. Русское православие раскололось на два враждующих лагеря. |