Тайна Савиново на земле Саин-хана |
Вот такая карта и такая история!
Зависит ли веропринажлежность от названия?
Анализируя карты, мы обнаружили, что на землях с одинаковыми названиями живут люди с разными вероисповеданиями. Например: в селе Савиново Чистопольского района построена мечеть, это говорит о том, что в большинстве своём, там живут мусульмане, а в деревне Савинка Тетюшского района – православная церковь, значит здесь живут православные. И в нашем Ново – Савиновском районе Казани : со стороны исторического Савиново – это ул. Кадышевские, к железной дороге - здесь компактно проживают и проживали русские – церкви, а в Савиновке – район Мусина, Чистопольской, Меридианная, ближе к Козьей слободе, исторически жили татары и в той стороне - мечети. Вот и получается, что название одно, а вера и национальность проживающих толерантно -различны. В таком случае просто грех не узнать, откуда пошло слово “Савиново”.
Мы клевреты товарищества!
Своей поисково-исследовательской работы мы занимаемся в детском юношеское краеведческом товариществе “Саин Савиново”, где клевреты также как и мы увлечены общей темой исследования истории села Савиново. В музее «Савиновские сюжеты в предметах» есть подлинные вещи из Савиновки и из Савиново. Мы не раз ходили в миниэкспедиции по Савиновам и спрашивали жителей о происхождении названия. По мнению старожилов, жил то ли разбойник, то ли помещик Савинов…, это мнение русских савиновцев и сохранившаяся в них историческая память. Они просто не знают татарского слово «Саин».
Что для русских Саин, то и для татар Савиново?
С захватом Казани все земли, находившиеся во владении казанских ханов, были конфискованы правительством и розданы русским служилым людям. После этого раздела в 1563-1567 годах русское правительство предприняло составление писцовых книг, которые должны были закрепить новый порядок, естественно заменив Саиново на Савиново.
На сегодняшний день опрос Ново - Савиновцев определил, что как проживающие на этой территории татары, так и русские мало, что знают об истории названия и исторических событий, связанных с ним.
В архивных документах мы нашли подтверждение тому, что название села идет от имени Саин – хана. (3) И здесь можно было запутаться, но мы стали искать династии ханов, где могло встречаться это имя…
Изучаем престол Казанских ханов - Гиреев
Конечно, стало интересно, кто такой Саин, а кто Гирей. Из уроков истории мы знаем, что Гиреи - это династия Крымских Казанских ханов. Поэтому первым направлением поиска и анализа стало обращение к родословной ханов Гиреев. Она отражена в схеме N1.
МЫ узнали, что из крымской династии на казанском престоле Гиреев было несколько: Сафа Гирей, его сын Утямыш Гирей и Сахиб Гирей, но не было Саина. Проанализировав хронологию правления Казанских ханов, мы можем утверждать, что среди Гиреев Саинов не было. (4)
В прошлое - к Чингизам!
Но если обратится в прошлое, во времена правления династии Чингисханов (схема 3), то можно найти ещё одного Саина. Им был Бату - Саин.
Сыновья Чингисхана Алтайскую державу поделили между собой на Орды, где правил хан. Старший сын получил западные земли - Золотую Орду, но правил там его сын Батый. Батый-хан стал создавать новое государство на землях кипчаков. На территории от Иртыша до Днепра жили большое количество татарских, монгольских родов и племён со своими древнеродовыми территориями и священными городами. Встал вопрос, где построить столицу. По древнетюркским традициям все тюркские государства имели две столицы - летняя (джайлак) и зимняя (кишлак). И тогда прорицатели указали на место зимней ставки в низовьях р. Иделя (Волги) у берегов притока Ахтубу. На этом месте построили зимнюю столицу город Сарай. Батый, как и последующие ханы Золотой Орды (схема 2) редко жил в столицах. Начиная с весны ставка Батыя, медленно поднималась вдоль Иделя вверх до Казани. Летом Батый-хан жил в Казани, к зиме ставка возвращалась в город Сарай. Так город стал летней столицей (джайлак) государства Золотая Орда, а город Сарай (кишлак) – зимний (5 ) |