Савиновский вотчинник - митрополит Казанский Вениамин |
С таковым моим усердствованием и всеподданического верностию, пока дух во мне пребудет, есть вашего императорского величества всеподданейший раб и богомолец смиренный Вениамин, митрополит Казанский». (39)
Упокой Душу усопшего, раба твоего…
Вениамин, восстановленный во всех своих правах в 1775 году, оставался митрополитом до 17 марта 1782 года (7 лет), когда был уволен, согласно прошению, на покой с пенсией 4410 рублей в Семиозерскую пустынь и там скончался в июле по одним источникам в 1783 году (40 ), по другим в 1785 году. Могилы не сохранилось.
Вместо заключения
После 1917 года, когда советская власть упразднила Казанскую епархию, в Седмиозерском мужском монастыре была колония для преступников, затем детский санаторий. Колокольня, с которой видна была Казань, храм на монастырском ключе и другие здания почти полностью разрушены. Сегодня Седмиозерская пустошь возрождается. Служба проходит в единственной восстановленной монахами церкви, где находится главная святыня обители – чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Послушники живут здесь, творят молитву и работают.
Ковер цветов наполняет двор, пасечные пчелы и многочисленные комары не кусают батюшку, он сдержано рассказывает историю монастыря и недавнее чудо:
«…Несколько лет назад, не далеко от восстанавливаемого тогда храма, у каменной стены, окружающей монастырь, монахи возделывали землю для посадки овощей и вдруг по обители начал разливаться запах шоколада, он был настолько стойкий и долгий, что можно было предположить о начале производства сладостей. Но вскоре в земле стали попадаться человеческие кости, закопанные совсем близко на поверхности. Как оказалось - это были останки расстрелянных священников, отказавшихся подчиняться новой власти Советов». Запах шоколада исчез также неожиданно, как и появился, когда по всем канонам православия были перезахоронены останки наспех зарытых когда – то седмиозерских священников. Батюшка поднял голубые глаза к небу, его пшеничные ресницы, такие же, как борода и брови, закрыли лучистые морщинки у глаз. После он сказал: «Да, прах Святейшего митрополита Вениамина в Семиозерской земле, а архив искали, не нашли, все было уничтожено, но ждем, что Вениамин даст о себе знать, укажет, где его могила и это будет скоро…» (41)
Я думаю, что Митрополиту Вениамину на безразлично было Савиново, хотя он последние дни своей земной жизни провел в Семиозерке. От сегодняшнего времени я бы сказала, что Вениамин - это Человек эпохи, Человек Мiра, Человек Вселенной!
Используемая литература и источниковый материал:
1. Аннексия – насильственное присоединение государства или части его к другому. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Москва, 1999 г. 2. «Казань в памятниках истории и культуры», 1982 г. Казань 3. Износков “Список населенных мест Казанского уезда с кратким их описанием” Каймаровская волость, стр.7, Казань, 1885 год 4. «Каниц был в Казани четвертым директором гимназии с 1765 до 1781 года… На смертном одре Каниц, видимо, передал свой план Казани митрополиту Вениамину, сочувствуя ему в его незаслуженной опале, которой Вениамин подвергался во времена Пугачевского бунта.» 5. К. Амиров “Где эта улица, где этот дом?” Казань 6. Ермолаев, Мустафина «Документы по истории Казанского края из архивохранилища Татарской АССР». (Вторая половина XVI-середина XVII века). Тексты и комментарии. Издательство Казанского университета. 7. «Савиновская церковь близ Казани» Н. Печенкин, конец XIX в. 8. “ Описание Казанского уезда” , 1910 г., стр. 107 9. “История Казани” I часть, Казань.1988 год 10. «Казанские архипастыри» г. Казань. Никонор (Каменский) Архиепископ, Типография Г.М. Вечеслава. 1890 г., 29 стр. 11. «Указатель г. Казань и достопримечательностей» А.С. Дубровицкий, 1890 год. Изд. 2, стр. 15 12. Казань “Краткая история Казанской семинарии” , Казань.1864 год 13. Протерей Карлинов И. диссертация «Святые Гурий, Герман, Ивареонофий - просвятители среднего Поволжья».в1733 году. Сергеева Лавра. 14. «Казанские архипастыри» г. Казань. Никонор (Каменский) Архиепископ, Типография Г.М. Вечеслава. 1890 г., 29 стр. 15. Там же 16. Ле Пти Фюте. «Татарстан». 2002г. 17. Б.Ф.Султанбеков “История в лицах”, Казань, 1997 г.,стр.8. 18. М.Фенхер “Великие Булгары,Свияжск,Казань” Издательство “Искусство”1978 год 19. Материал Титовой Л.Е. 20. Материал Б. Абросимова «Гибель галеры Тверь» статья газеты «Вечерняя Казань» 21. Материал Новикова Л.Е. 22. «Савиновская церковь близ Казани» Н. Печенкин, конец XIX в. 23. Там же. 24. Е.И. Новиков «Данные галеры «Тверь»» 25. Кузмин,Синицын,Фахрутдинов “История ТатАССР” стр.38,50 26. К.Амиров “Где эта улица, где этот дом?” Казань 27. “Краткая история Казанской Духовной семинарии” Казань.1864 год 28. А.С.Пушкин “История Пугачева”, Приложение,Записи устных рассказов, преданий, песен о Пугачеве. III Казанские записи 29. Там же 30. А.С.Пушкин “История Пугачева”, глава 7 31. Н.П.Загоскин “Спутник по Казани”, 1895 год, стр.465 32. “Россия” полное географическое описание, 1901 год, стр.321 33. А.С.Пушкин “История Пугачева” глава 7 34. Журнал «Эхо веков», 1995 г. 35. «Казанские архипастыри» г. Казань. Никонор (Каменский) Архиепископ, Типография Г.М. Вечеслава. 1890 г., 29 стр. 36. Там же 37. «Православные памятники (сер. XVI – нач. ХХ вв)» РТ, Казань – 1998г. Изд. «Фест» 38. «Эхо веков» № 1,2. 2003 г. 39. А.С.Пушкин “Историческая проза”, “История Пугачева” , Приложение к 7 главе .Москва. 1991 г. 40. «Казанские архипастыри» г. Казань. Никонор (Каменский) Архиепископ, Типография Г.М. Вечеслава. 1890 г., 29 стр. 41. Воспоминания Титовой Л.Е. |