На реке Казанке стольный град стоит… |
Вновь восстановленная и торжественно открытая Мечеть Кул-Шариф (№ 19 п.7) влилась в архитектурный ансамбль Кремля, и является жемчужиной столицы Татарстана. Ее внутреннее убранство поражает своей красотой. Возникает чувство гордости за современных мастеров - достойных продолжателей культурного наследия Казанской истории и восстановления исторической справедливости. Первоначальное здание мечети было разрушено во время взятия Казани в 1552 г. Название этой мечети идет от имени Кул-Шарифа, погибшего защитника Казанского Ханства.
Во время взятия Казани войском Ивана Грозного город был очень разрушен.
Русская песня сохранила память о тяжелых потерях, с которыми было сопряжено завоевание Казанского ханства.
Наш Казань – город на горе стоит, На горе стоит на высокое, На тоске стоит на великое, В горах камени – буйны головы, Под горой трава – все русы кудри, В траве цветочки - все ясны очи. Под горой река кровью потекла, Часты мелки ручейки – горючи слезы.
Вначале, царь велел подремонтировать старые, булгарские стены Казанского Кремля, но в 1556 г. распорядился начать строительство новых каменных стен и башен. Стены неоднократно перестраивались, но в конце 17 века, после пожара 1672 г., стал широко использоваться красный кирпич. До 19 в. белокаменные кремлевские стены были заменены на краснокирпичные, которые, тем не менее, постоянно закрашиваются белой краской для сохранения традиции называть Казанский Кремль «белокаменным».
Рядом с мечетью Кул-Шариф мы видим Манеж (№ 20 п.7) и Спасскую Башню (№ 21 п.7), построенную псковскими мастерами под руководством Постника Яковлева (Барма) и Ширяя. В 16 в. это была белокаменная прямоугольная двухъярусная башня, перекрытая высокой деревянной крышей с дозорной вышкой и боковыми галереями – стрельницами. Обитые железом дубовые ворота запирались с наступлением темноты. Внутри башни на ночь опускались железные решетки (герсы). Над воротами со стороны Кремля располагалась маленькая одноглавая восьмискатная Спасская церковь со звонничкой. В 18 веке на башне были часы с вращающимся вокруг стрелок циферблатом. Технический прогресс внес свои изменения в конструкцию часов и циферблата. Позолоченная звезда, высотой 2 м 71 см, венчает сегодня шатер Спасской Башни.
По ходу движения, за Спасской, мы наблюдаем Преображенскую Башню (№ 25 п.7) получившую свое название от Спас-Преображенского Монастыря, который, увы, отсутствует на современной панораме.
За ней, в глубине, мы видим Петропавловский Собор (№ 26 п.7) с Храм был заложен 30 мая 1722 г. Согласно преданию, Петр I лично направил в Казань мастеров из Москвы, когда попытка местных строителей оказалась неудачной. Строительство было закончено в 1726 г. Собор Петра и Павла – яркое выражение архитектурного стиля московского барокко. Собор и его колокольня как бы парят над городом. Хотя общая композиция повторяет излюбленную в русском зодчестве схему «восьмерик на четверике», само здание богато украшено изразцами: стволы колонн обвивают виноградные лозы со свисающими гроздями выпуклых ягод в сочетании с травами, цветами и фруктами – все это представляет собой изумительную резьбу по белому камню. Казанские пожары не пощадили собор, но при очередных ремонтах его внешний вид значительно не пострадал. В 1920-е годы храм был закрыт. В нем долгое время размещались музей, планетарий, различные выставки, реставрационные мастерские. В 1989 году собор был возвращен верующим. Он остается изумительным памятником архитектуры и мастерства каменщиков, плотников, резчиков и иконописцев. К 1000-летию, после реставрации, он обрел начальное величие и красоту, благодаря творению ума и рук современных мастеров и архитекторов.
Рядом с собором высится 45-метровая Колокольня (№ 24 п.7), которую один московский искусствовед назвал «Песнь песень».
Между Спасской Башней и Собором Петра и Павла, в старину «врезается» современность – здание химического факультета Казанского Государственного Университета (№ 23 п.7) из бетона и стекла. За Петропавловским собором просматривается здание Спасо-Преображенского монастыря (№ 27 п.7). |