Каюм Насыри: вчера и сегодня |
Представители демократического движения в татарском обществе боролись против национальной замкнутости и мусульманской схоластики. В это время Каюм Насыри вместе с Шигабутдином Марджани выступили за возрождение и развитие национальной культуры, за свободу и равенство всех народов. Как известно, царское правительство притесняло представителей нерусских национальностей. К.Насыри был горячим поборником дружбы русского и татарского народов. Он первым ознакомил татар с русской историей на их родном языке. Его книга «Краткая история России» (1890 г.) была первой подобной книгой.
Проработав почти 15 лет преподавателем татарского языка в русском духовном училище и Духовной семинарии, в 1870 году Каюм Насыри решает уйти оттуда, чтобы открыть начальную школу для татарских детей. Это была первая светская школа для детей мусульман, и в то время организовать такую школу для татарских детей было очень нелегко.
Первоначально в школе было всего 7 учеников. В своей школе Каюм Насыри ввел классно-урочную систему обучения, так привычную в наше время. Школа просуществовала с 1871 по 1876 годы. В 1876 году, из-за расхождений с В.В. Радловым в вопросах методики обучения, Каюм Насыри ушел из школы и посвятил все свое время литературной и научно-педагогической деятельности.
Жил Каюм Насыри всегда очень скромно, на средства, получаемые от частных уроков, от составления прошений, переводов текстов татарских документов на русский язык, а также от продажи своих книг. Он создал первую татарскую грамматику, а также учебники по математике, геометрии, географии, истории, ботанике, анатомии на татарском языке. Он также написал «Плоды собеседников по литературе, «Книгу о воспитании» и многие другие.
В эти годы Каюм Насыри написал лучшие свои произведения. Первые его научно- популярные и учебно-педагогические труды увидели свет в начале 60-х годов XIX века.
Консервативно настроенная часть населения не воспринимала должным образом просветительскую деятельность Каюма Насыри. Но он, несмотря на трудности, продолжал свое дело.
Всю свою жизнь Каюм Насыри посвятил литературной и научной деятельности. Он умело организовывал свой рабочий день. Он занимался большой научно-исследовательской деятельностью, однако всегда старался уделить время и физическому труду. Его работоспособность была необычайно велика.
Каюм Насыри прекрасно владел многими ремеслами: он умел переплетать книги, слесарничать, делал зеркала, приготовлял крахмал и с помощью электричества занимался серебрением и золочением изделий.
Также он хорошо знал кулинарию и печатал рецепты приготовления татарских национальных блюд в своем ежегодном календаре, например, рецепт приготовления таких вкусных и всеми любимых пирожков, как «очпочмак», «бэлеш» и других.
Делал он и музыкальные инструменты (например, татарский народный музыкальный инструмент кубыз), но больше всего любил столярничать и плотничать, до конца своей жизни систематически занимался этим делом. Например, свою личную печать, которая бережно хранится в Музее К. Насыри, он вырезал сам.
Каюм Насыри замечательно рисовал и чертил. Для своих календарей он начертил множество географических карт, например, карту восточного полушария в календаре за 1881 год и т. д. Почерк у К.Насыри был изумительно красив. Все свои произведения он переписывал собственноручно, как первоклассный каллиграф. Каждое произведение он сшивал очень аккуратно.
Вообще Каюм Насыри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени. Он очень любил музыку. Современники указывают, что он умел играть на нескольких музыкальных инструментах, например, на кубызе и курае.
Каюм Насыри любил и хорошо знал природу. В своей книге «Плоды для собеседников по литературе» он говорит: «Мудрецы утверждают, что вид зеленой травы, журчащей речки, красивого, милого личика дает отдых зрению, заостряет ум; они уверяют, что три вещи - зеленая мурава, прекрасная возлюбленная и журчащий ручеек – уничтожают печаль».[1,с.5] |