В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божьей Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе - 22 октября.
Воскресный день 25 октября 1612 года стал днем всенародного торжества. На Красной площади возносилось благодарственное моление. Духовенство, из освобожденного Кремля вынесло навстречу Казанской икону Владимирскую.
Во встрече этой было явлено вновь чудо русской истории. За Владимирской иконой стояли века, когда Русское государство было державой Рюриковичей. Выходом навстречу Ей иконы Казанской было ознаменовано наступление нового времени - эпохи православной империи под скипетром Романовых. Икона эта стала знамением возрождения России.
Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы.
Рассказывая о почитании в русском народе иконы Пресвятой Богородицы, выдающийся русский пастырь протопресвитер Александр Киселев писал: "Смею думать, что Россию можно было бы назвать Богородичной страной. Любовь русского человека к иконе Той, Которая честнейшая херувим и славнейшая серафим, и милость Самой Царицы Небесной к земле нашей сделали то, что в России явлено более 468 наименований Ее Святых Икон".
Но воистину беспримерным было почитание иконы Божией Матери Казанской. До 1917 года в Российской империи всех Ее икон насчитывалось до десяти миллионов. Почитание это было связано не только с участием Царицы Небесной от Ее иконы Казанской в личных судьбах православных, но и могущественным покровительством Ее Российской державе. Для многих православных россиян Казань ассоциировалась именно с иконой Казанской Божией матери.
С иконой Казанской Божией Матери связаны имена всех монархов династии Романовых - ни одного важного события в своей жизни или жизни «Богом вверенного им государства» они не начинали и не оканчивали иначе как перед этой святыней. В монастырь, за его многовековую историю, при посещении Казани непременно направлялись все царствующие особы.
До 1917 года икона Казанской Божией Матери находилась в каждом русском доме - от крестьянской избы до царских палат. Но были три чудотворные иконы, особо чтимые. Это образ в Богородичном монастыре в Казани, икона царя Ивана Грозного, перенесенная в царствование Петра Великого в С.-Петербург и икона в Московском Казанском соборе, дарованная князем Дмитрием Пожарским.
В 1636 году на свои средства князь Дмитрий Пожарский построил на Красной площади Ей посвященный собор. В новосозданный собор он перенес икону, находившуюся прежде в его приходском храме на Лубянке. В годы советской власти Казанский собор, как и сотни других московских храмов, был разрушен. Святой образ Божией Матери был перенесен в Богоявленский патриарший собор. Ныне собор на Красной площади восстановлен. |