Университет - горделивость Казани |
В двухэтажном здании физико-химической лаборатории в нижнем этаже размещалась химическая лаборатория, а в верхнем – физический кабинет. Оба этажа первоначально объединялись двухсветной полукруглой аудиторией с амфитеатром, которая была основой композиционного решения плана. Сейчас аудитория разделена перекрытием на два полукруглых зала, находящихся один над другим. Здесь возникла и получила мировую известность казанская школа химиков. В 1844 году К.К. Клаус (по национальности немец) открыл химический элемент рутений, назвав его так в честь своей новой родины. Здесь работали выдающиеся химики Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров, В.В. Марковников, А.М. Зайцев, М.Я. Киттары, Ф.М. Флавицкий, А.Е. Арбузов и другие. В корпусе сохранена обстановка лаборатории и кабинета А.М. Бутлерова.
Заслуги Николая Ивановича Лобачевского в строительстве университетского городка действительно велики. Известно, что он специально изучал архитектуру и строительное дело, горячо поддерживал предложения М.П. Коринфского о замене ранее принятых конструкций более прогрессивными и экономичными, производил испытание строительных материалов и деталей, уточнял объемы работ и следил за расходованием ассигнований. Особое внимание Лобачевский уделял строительству библиотеки. Он придавал огромное значение книгам, и, будучи ректором университета, одновременно исполнял обязанности библиотекаря. В целях противопожарной безопасности и для улучшения конструкции здания библиотеки он решился изменить проект, утвержденный императором. Лобачевский просит попечителя учебного округа разрешить ему заменить сгораемые деревянные перекрытия несгораемыми каменными, дощатые полы чугунными, деревянные оконные переплеты и двери – металлическими. Не дождавшись «высочайшего повеления», он решил взять всю ответственность на себя и разрешил Коринфскому строить по исправленному проекту. Внести изменения в конструкции зданий оказалось непросто. Стены и внутренние колонны были уже выложены и при замене деревянных перекрытий кирпичными сводами из-за увеличения нагрузки могли не выдержать и рухнуть. Для того, чтобы облегчить своды, Коринфский предложил сделать их не из кирпича, а из пустотелых гончарных коробок. Против этого категорически выступило министерство. Тогда Лобачевский во дворе университета производит испытание прочности гончарных коробок, делает расчеты, доказывает их преимущество перед обычным кирпичом и дает указание перекрыть главный читальный зал гончарными пустотелыми коробками. Созданная для проверки «самоуправства» Лобачевского специальная комиссия была вынуждена признать, что «строение и свод находятся в прочном положении». Так, благодаря настойчивости, смелости и неутомимому труду Николая Ивановича Лобачевского в осуществлении проектов Казань получила университетский городок, по праву считавшийся одним из лучших в России. В сквере напротив главного корпуса университета можно увидеть на постаменте из черного гранита бронзовый памятник-бюст нашему великому соотечественнику Н.И. Лобачевскому, созданный в 1896 г. скульптором М. Л. Диллон по проекту архитектора Игнатьева.
Первоначальный ансамбль университетского двора не сохранился. Когда-то здания библиотеки и физико-химического кабинета были соединены с анатомическим театром полуовальной деревянной оштукатуренной колоннадой с металлической решеткой, за которой стояли двухэтажные полукруглые служебные корпуса. Соединительная колоннада разобрана. Внутри двора, перед главным учебным зданием, создавалась замкнутая площадь, на которой в 1846 г. был установлен памятник нашему великому земляку Гавриле Романовичу Державину, поэту и общественному деятелю, созданный по проекту архитектора К.А. Тона скульптором С.И. Гальбергом. Через четверть века памятник был перенесен на Театральную площадь для всеобщего обозрения. В 30-е годы ХХ века памятник был утрачен. Не так давно, в декабре 2003 года памятник восстановлен на улице Горького, и вновь стал настоящим украшением города.
Архитектурный ансамбль Казанского университета – яркий памятник зодчества начала XIX века. Он отличается ясностью планировки, четкостью решений отдельных зданий, выразительностью деталей, фасадов и интерьеров. |