Университет - горделивость Казани | Университет – горделивость Казани…
Е. Евтушенко
Целью нашей работы является изучение истории Казанского университета. Нам посчастливилось родиться и жить в городе, где одной из главных достопримечательностей является университет, третий в России, после Московского и Тартуского.
Нас интересуют личности, внесшие вклад в создание и развитие университета, с первых дней ставшего центром науки и просвещения в Поволжье и в России. Нас интересуют имена ученых, работавших в университете прославивших его своими яркими научными открытиями. Нас интересует также история создания и архитектурного комплекса университетского городка. Для этого мы изучали историю университета, историю приобретения и строительства университетских зданий, а также биографии университетских архитекторов и их вклад в создание университетского ансамбля. Тема нашей работы актуальна, поскольку в 2004 году университет отметил свой 200-летний юбилей. Мы хотим внести свой посильный вклад в празднование этой знаменательной даты. Новизна подхода состоит в том, что личности архитекторов очень мало изучены.
В 2004 году университет отмечает свой 200-летний юбилей. Это выдающийся центр науки и образования, связанный с именами многих видных деятелей науки и культуры, центр передовой общественной мысли и освободительного движения. Здесь работали и работают сейчас ученые, чьи имена составляют гордость российской и мировой науки. Это Н.И. Лобачевский, Н.Н. Зинин, К.К. Клаус, М.Я. Киттары, А.М. Бутлеров, В.В. Марковников, А.М. Зайцев, И.М. Симонов, С.Хальфин, И. Хальфин, В.П. Васильев, О.М. Ковалевский, И.Н. Березин, К.Ф. Фукс, Н.А. Виноградов, П.Ф. Лесгафт, Е.В. Адамюк, А.Ф. Попов, Д.И. Мейер, А.П. Щапов, М.Г. Худяков, Е.К. Завойский, А.Е. Арбузов, Б.А. Арбузов и многие другие талантливые ученые.
Интересна история университета. Она похожа на библиотеку, где каждый том рассказывает нам о той или иной эпохе, приоткрывая завесу тайны о жизни и деятельности выдающихся людей нашей родины, преданных истине и науке. Пожалуй, не хватит целой жизни, чтобы узнать, что происходило в университетских стенах за эти двести лет, какие научные открытия совершались, какие личности здесь воспитывались. За двести лет университет выпустил из своих стен, наверное, около миллиона питомцев, и его воспитанники, получившие здесь академическое образование, с благодарностью вспоминают свою alma mater.
Университет был основан в 1804 году по велению императора Александра I. Александр был молод (ему было всего двадцать шесть лет) и был исполнен благих намерений. От своей бабушки Екатерины II и воспитателя Ф. Лагарпа, швейцарца, он воспринял уважительное отношение к просвещению, наукам и искусствам. А.С. Пушкин написал о первых годах правления этого русского царя: «Дней Александровых прекрасное начало…». В этот краткий период просвещенного абсолютизма открывались университеты, лицеи, гимназии. В 1802 году, наряду с другими министерствами, было создано министерство народного просвещения.
Первоначально в университет принимали студентов очень ограниченно. В основном здесь обучались дети привилегированной дворянской знати. Первым в списке студентов стоял Аксаков С.Т. (в алфавитном порядке), ставший впоследствии известным русским писателем.
1819 год оказался самым трудным годом в истории университета, совсем еще молодого высшего учебного заведения. В тот год в Казань для ревизии приехал Магницкий, бывший симбирский губернатор. Этот реакционер и мракобес был впоследствии назначен попечителем университета и состоял в этой должности долгих семь лет, вплоть до 1826 года. Он не скрывал своей ненависти к университету и его преподавателям, подозревая их в вольнодумстве, приносящем вред обществу. В своем донесении министру просвещения он предлагал либо закрыть университет, либо его разрушить. Это донесение Магницкого было представлено императору, и Александр наложил на него резолюцию: «Зачем разрушать, можно исправить». В результате из университета наиболее прогрессивно настроенные преподаватели были изгнаны, был введен полицейский надзор над студентами и преподавателями. Это было действительно тяжелое время для университета, но несмотря ни на что он развивался, крепнул, рос, закаляясь в сложных ситуациях. |