Моя родословная: времен связующая нить (традиции и нравы казанцев – жителей города прошлых веков) |
Помня завет бабушки и матери, она долго не выходила замуж, хотя ухажеров (как она сама говорила) было предостаточно.
Мадина апа – мать известного историка Б.Ф.Султанбекова, учительница по профессии, познакомила прабабушку с человеком ярким неординарным – Хасангатой Валеевичем Салиховым (1896-1973), которому в то время было 39 лет. Про прадедушку писать можно много – он довольно известная личность в общественной и особенно партийной жизни нашего города и республики. Но про него нужно писать отдельно – я же пишу о родне со стороны мамы.
В то время Хасан Валеевич работал директором лесного промышленного хозяйства на озере Глубокое и имел свой деревянный дом. Когда-то озеро Глубокое находилось от города на большом расстоянии, ведь город в то время (в 30-е годы) еще не разросся так широко, как теперь. Озеро Глубокое со всех сторон окружал сосновый лес, росший на песках. Людей там практически не было. Лишь два дома – одно было лестничеством, которое он возглавлял; другое – дом, где он жил. Прабабушка сразу же понравилась ему своей практичностью, неизбалованностью и трудолюбием. Женившись, он отвез ее туда вместе с дедом Газизом, которому был полезен свежий воздух, ведь у него развилась бронхиальная астма. Незадолго до рождения моей бабули, он умер в возрасте 57 лет в 1937 году.
Мама говорит, что у бабушки Фатымы был веселый, даже артистичный нрав. Несмотря на все трудности, которые ей пришлось пережить: войну, голод, репрессирование ее мужа, воспитание дочери - моей бабули – она никогда ни на что не жаловалась, всегда пыталась найти выход из любой ситуации, помочь своим родственникам в трудную минуту. Я думаю, что у моей прабабушки был сильный характер.
Моей бабуле Салиховой – Абдуллиной Джуайре Хасановне (1937) тоже пришлось несладко. Детство моей бабули (а она помнит себя с 4-х летнего возраста) пришлось на Великую Отечественную войну. Она хорошо помнит, что ей в детстве всегда хотелось кушать. Бабулю мама часто оставляла дома одну – уходила рыть окопы, на болоте за татарским кладбищем сеяла картошку, тайком варила мыло и продавала его, выручала хлеб. Время было трудное, голодное. А потом, когда война окончилась и прадедушка вернулся домой из лагерей (бабуля говорит, что ее папу оклеветали) все они зажили дружно, друг дружку поддерживали, не жаловались на трудности. В годы юности, будучи студенткой ветеринарного института, моя бабуля работала на целине. Она вспоминает это время с восхищением. За ударный труд на освоении целинных земель в Казахстане бабуля получила медаль. Она герой-труженник. В жизни ее тоже было много трудностей – она все их брала на себя, на свои плечи, не жалуясь.
Дедушку своего я не помню – он умер, когда мне было полтора года. Мой дед – Абдуллин Мидхат Исмагилович (1930-1994) – известный в Казани историк, доктор исторических наук. Мама говорит, что по образованию он – юрист. Когда в нашем городе открылся юридический институт, он, не раздумывая, поступил туда (в 1950 году) и в первом выпуске (в 1955 году) блестяще окончил его. Кстати, школу он тоже окончил с золотой медалью. В его аттестате нет ни одной четверки.
В молодости ему пришлось поработать и на партийной работе в Подберезинском райкоме партии. Он всегда был очень дисциплинированным и ответственным работником, все дела и поручения выполнял качественно и в срок. Но позже он понял, что его настоящая работа – учить студентов. И в городе Стерлитамаке (Республика Башкортостан), а позже и в Казани он преподавал историю КПСС. Его трудовой стаж – 40 лет (с 1950 по 1990-е годы). Жаль, что я не застала дедушку в живых, я думаю, он многое бы мне рассказал интересного из своей жизни.
У Мидхата Исмагиловича и Джуайры Хасановны есть две дочери – моя мама Абдуллина-Гильмутдинова Гульнар Мидхатовна (1963) и Абдуллина-Дайкстра Эльвира Мидхатовна (1966). Про них тоже можно рассказать много интересного: конечно, тех трудностей в жизни, которые были у старших поколений, они не испытали, но у них, как говорит мама: «Свое время и свои песни». |