Моя родословная: времен связующая нить (традиции и нравы казанцев – жителей города прошлых веков) |
Моя бабуля говорит, что Гайнихаят имела полную фигуру и зычный басовитый голос. Всеми делами в доме она ведала сама.
От первого мужа у нее родился единственный сын – Мухаммедхасан Мухарамович Халитов (1885-1918). Моя тетя по маминой линии рассказывала, что Хасан (его все так звали) был довольно избалованным юношей и в торговые дела не вникал. Он относился к числу так называемой «золотой молодежи». Недавно мама нашла старинную фотографию, на которой есть и мой прапрадед. На ней он сфотографирован с молодыми людьми его возраста (25-30 лет). Их имена на обратной стороне фотографии почти выцвели – они были написаны синими чернилами, но мама кое-что разобрала. Это семейство Исмагиловых, братья Бурнаевы, Гиззатуллин и Хасан Халитов. Чувствуется, что все они – люди одних убеждений и одного круга.
От тети я узнала, что мой прапрадед вел праздную жизнь. Он любил все делать красиво – пить, есть, жить. На фотографиях он предстает франтом – человеком, любившим модно одеваться, ухаживать за своей внешностью. Он любил посещать клуб «Шарык», театральную труппу «Сайяр» («Передвижник»), участвовать в концертах и спектаклях, общаться со светскими особами. Среди его знакомых было немало артистов, музыкантов. А известный татарский гармонист Файзулла Туишев даже подарил ему свою фотографию с автографом. Она хранится в нашей семье.
Мама же говорит, что в начале XX века татарское общество разделилось на кадимистов – приверженцев всего старого, консервативного, религиозного и джадидистов – сторонников нового европейского образа жизни и мышления и мой прапрадед был джадидистом.
Недалеко от кинотеатра «Победа» (сейчас Дом Офицеров) он открыл синематограф, и каждый вечер ходил встречать поезд, на котором ему доставляли пленку (видимо, из Москвы) с очередным новым фильмом. При синематографе был буфет, буфетчицей была одна украинская девушка. Вскоре он начал за ней ухаживать и вся родня переполошилась. Об этом узнала его мать и решила женить сына. В ту пору Хасану исполнилось 16 лет. Невестой его стала Васима Абдюшева. Невесту он никогда не видел и просил хотя бы показать ему. И однажды, когда девушка проходила по двору, он наблюдал за ней через дыру в заборе. Позже выяснилось, что это была сестра Васимы.
Но все равно, его женили на Васиме, которой в ту пору было 18 лет. Он относился к ней прохладно, она же его очень любила. У Васимы и Хасана родились двое детей – старшая дочь Фатыма Хасановна Халитова (1908-1987) и младший сын Вазых Хасанович Халитов (1910-2003).
Хасан Халитов окончил или кадетский корпус (точно не знаю) или юнкерское училище и когда началась Октябрьская революция 1917 года, будучи белогвардейцем, служил в кавалерийских войсках. В 27-летнем возрасте Васима осталась одна с двумя детьми. А моего прапрадеда последний раз видели наши родственники в г.Новониколаевске (сейчас г.Новосибирск), которые, эмигрировали (а может скрывались от Советской власти) там же. Но они не захотели даже пустить его не порог. Это была их последняя встреча. Что дальше стало с Хасаном Халитовым мы не знаем.
Но бабуля говорит, что он, скорее всего, бежал при наступлении красноармейских частей и погиб в Сибири. Ему было 33 года.
Видимо, какие-то сведения о сыне дошли до Гайнихаят, и она как-то сказала Васиме: «Не жди его. Выходи замуж». Но Васима ответила ей: «Я его всегда любила, люблю, и буду ждать несмотря ни на что». Замуж она уже не вышла.
Моя прапрабабушка была очень аккуратной и хозяйственной женщиной. Этому ее научила свекровь Гайнихаят. Она была Васиме вместо матери. Всему ее учила, давала дельные советы. Она научила ее шить на машине фирмы «Зингер», вышивать, быть хорошей хозяйкой.
Васима была тем человеком, про которых говорят «золотые руки». Она очень любила стряпать, принимать в доме гостей. Еще она рукодельничала. Умело выполняла тонкую швейную работу (из газового материала), вязала кружева. И со временем стала белошвейкой татарской театральной труппы «Сайяр», выполняла сценические заказы для артистов и артисток – Гизатуллиной-Волжской, Фатымы Ильской и других. |