Моя родословная: времен связующая нить (традиции и нравы казанцев – жителей города прошлых веков) | «Культура есть память» Ю.М.Лотман
В этой работе я хочу рассказать о тех, кто когда-то жил в нашем городе – о моих предках – людях, которые мне близки. Такими они стали из рассказов моей бабули и моей тети. Моя мама тоже иногда работает в архивах и узнает что-то новое о жизни нашего рода.
Все мы являемся продолжателями рода Абдюшевых, Халитовых и Сагитовых и о них я расскажу все, что знаю.
Все начиналось с Багаутдин-бабая. Он – выходец из Симбирской губернии. У него была своя водяная мельница, которая молола муку. Недавно, от одного из родственников мы узнали, что в г.Мелекесе Ульяновской области создали музей, в котором воспроизвели мельницу Багаутдин-бабая.
Бабуля говорит, что Багаутдин Абдюшев был зажиточным человеком. У него был свой дом и мельница. У нас сохранилась ранняя фотография Багаутдин-бабая.
Про него мы знаем не очень много.
От первой жены у него родилась дочь – Васима Багаутдиновна Абдюшева (1887-1936). Когда девочке было 5 месяцев, она осталась без матери. На старинной фотографии мы нашли и старшую дочь Багаутдин-бабая - Фатыму-абыстай. К сожалению, мы не знаем, сколько детей было у него всего, и женился ли он во второй раз. Скорее всего, девочка была воспитана в доме отца.
Здесь я временно прерываю свой рассказ о Васиме и хочу рассказать о Гайнихаят Халитовой. Откуда она появилась в нашем роду, никто не знает. Но женщиной она была очень влиятельной и известной в торговых кругах.
Ее первый муж – Мухарам Халитов основал в 1864 году в Казани Торговый дом Халитовых (сохранилась визитка).
И Гайнихаят, видимо, ему помогала в ведении торговых дел. Этот Торговый Дом занимался производством и продажей строительного материала – бутового камня, щебня, извести, цемента и др.
Со слов прадедушки я знаю, что их летний дом стоял на Петрушкином разъезде, а прадедушка вспоминал, как он, будучи ребенком, наблюдал как его бабушка Гайнихаят пила чай на открытой веранде этого дома с видом на Волгу. Рядом с их домом находилась производственная мастерская, и он запомнил, что несколько лошадей впрягались в узду и ходили по кругу, крутя огромное каменное колесо – жернов, перемалывающий известняк в мел. Затем товар, готовый к продаже поступал в центр города на ул. Воздвиженскую (ныне Островского, дом 34). В нем когда-то находился Ольгинский приют, а еще совсем недавно располагалась школа рабочей молодежи № 12 (теперь экологический факультет КГУ). Моя мама была там, осматривала это здание снаружи и изнутри. Сбоку этого здания есть отдельное крылечко. С него можно попасть в помещение под сводами, которое было складом Торгового дома Халитовых. У Торгового Дома были свои приходно-расходные книги, а каждый сделавший покупку получал квитанцию.
Моя мама помнит, что в возрасте 6-7 лет она гостила у своих дедушки и бабушки в Казани, и рисовала рисунки на пожелтевшей бумаге, выдранной из этих книг. Бумага была разлинованной на графы, и рисовать маме было неудобно – она рисовала на чистой обратной стороне этих деловых бумаг.
Вообще, моя прапрапрабабушка была очень деятельной женщиной. Прекрасно знала русский язык, читала русскую классическую литературу и газеты. На ул. Большой Мещанской (теперь Нариманова) у них был свой дом № 145. При доме была прислуга, во дворе – карета для выездов, в доме - зеркала, цветы, фортепиано. Когда прабабушка была маленькой девочкой, она запомнила большой пожар на улице Большой Мещанской, запомнила, что сгорели 8 деревянных домов и то, как прислуга, торопясь выносила из дома фарфор, пианино, другие вещи. Это было незадолго до революции 1917 года.
Семейство Халитовых было богатым и обеспеченным. Мама говорит, что они относились к сословию мещан. Оказывается, когда-то все люди, жившие в Казани, делились на сословия - дворянское, купеческое, мещанское, крестьян и т.д. Мещане по достатку стояли на 3-ем месте, после дворян и купцов. В нашем городе, кроме Дворянского и Купеческого собрания было и Татарско-мещанское общество. Во главе его стоял староста, который управлял помощниками, собиравшими налоги (подати) с мещан. |