23.12.05В DOMO встретились Восток и Запад | Ляля Кузнецова – без преувеличения, уникальное явление в мире российской фотографии. Достаточно посмотреть на сухие строчки ее биографии, представить себе все те страны, в которых экспонировались ее работы, чтобы убедиться – эти фотографии стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы понять – что сегодня интересно людям в США, Великобритании, Германии, Франции, Португалии, Нидерландах, Швеции, Чехословакии, Литве… А между тем весьма продолжительное время увидеть ее работы в Казани было невозможно: последняя персональная выставка Кузнецовой состоялась здесь 15 лет назад – в далеком уже 1990-м году. Торговая компания DOMO решила исправить эту несправедливость. Экспозиция мастера, размещенная в нашем магазине, - это рождественский подарок торговой компании DOMO всем жителям города. Почему выставка и почему именно эта?
Во-первых, потому, что, по словам директора ТК DOMO по маркетингу Дины Сайфутдиновой, современная бытовая техника сегодня настолько совершенна, разнообразна и приспособленна выполнять даже самые мельчайшие человеческие желания, что ей хочется восхищаться, как настоящим произведением искусства. С другой стороны, самое высокотехнологичное искусство сегодня – это, безусловно, фотография. Так что появление фотовыставки в гипермаркете бытовой техники хотя и неожиданно, но вполне естественно и органично.
Во-вторых, маркетинговые исследования говорят о том, что люди сегодня видят в гипермаркетах крупного формата не только центр покупок, но и место проведения досуга. И компания DOMO решила предоставить своим покупателям новую уникальную возможность – совместить поход в магазин с бесплатным посещением модной интересной выставки.
Дело в том, что с фотовыставки Ляли Кузнецовой стартует новый проект “DOMO – техника жизни”. Именно под этим зонтичным названием пройдет в будущем году в городах присутствия ТК DOMO серия тематических фотовыставок лучших казанских (а впоследствии – и российских) фотографов. Каждая выставка будет иметь свой слоган: “DOMO – техника искусства», «DOMO – техника власти», «DOMO – техника любви» и так далее, но все они так или иначе будут раскрывать общую тему.
Тема выставки – «Техника искусства» - также неслучайна.
Снимки, которые представлены на этой выставке, отсняты Лялей Кузнецовой, признанным в Европе фотомастером в небольшом городке Риштане на юге Ферганской долины. Он известен как один из крупнейших сегодня в Средней Азии центров производства уникальной глазурованной керамики.
Казань таким образом еще раз подтвердила свою репутацию города, где встречаются Восток и Запад, где сосуществуют в гармонии древние традиции и современные технологии.
Важен и другой аспект выставки. Она напоминает нам о том, что все – даже самая небесная красота, самые сияющие краски – берут начало из земли, из самой обычной глины… И если она может трансформироваться в такое чудо, каким сегодня является риштанская керамика, то человек может практически все. И не так уж важно, как он это делает – с помощью хай-тековских технологий или дедовских традиций…
Кстати, интересно, что на фоне множества утраченных навыков, риштанский промысел представляет собой определенный феномен стабильности развития традиционного ремесла, на протяжении многих столетий практически без изменений сохранившего свою стилистическую целостность. Посудные формы Риштана отличает изящество свободной росписи, богатство растительного орнамента и особый колорит, звучащий всеми оттенками лазурита и бирюзы под тонким слоем прозрачной глазури. Многие исследователи поддерживаются версии о взаимосвязи образования определенного стилевого направления в риштанском промысле с ввозом на эту территорию китайского фарфора эпохи Минг, расписанного кобальтом – «мусульманской синькой». Впрочем, риштанская керамика – это во многом синтез художественных традиций Византии, Ирана и Китая.
Наличие местного сырья – красноватой глины, специальных трав для окрашивания, пород древесины для гончарных печей, не дающих копоти – способствовали формированию в Риштане ремесленного поселка. На торжественный обряд посвящения в мастера, проходивший после длительного периода учебы, собирались до 600 членов цехового объединения, на плов уходило до ста килограмм риса. Голубая керамика Риштана вывозились на рынки Ферганы, Самарканда, Ташкента и Бухары. Быстрому и повсеместному ее распространению способствовали не только отменное качество, но и относительная дешевизна по сравнению с китайской посудой, ввоз которой в конце 19-го века прекратился.
В это время изделия риштанских мастеров часто вывозились на всероссийские выставки, а в 1900 году – успешно экспонировались на Всемирной выставке в Париже.
В 20-м веке был создан Риштанский керамический завод, который в связи с перестройкой был реорганизован на выпуск промышленной керамики. В результате многие мастера вернулись к домашнему цеховому производству. На снимках Ляли Кузнецовой можно увидеть именно это – сегодняшний день древней традиции… |