15.12.05В Татарстане набирает обороты новый школьный эксперимент |
И все же есть ряд проблем, которые необходимо решать в ближайшее время, чтобы успешно экстраполировать зеленодольский опыт на всю республику.
Во-первых, что такое для сегодняшней школы элективные курсы? Фактически - это дополнительные образовательные услуги. В Зеленодольске и ряде других небольших городов, где легче наладить сетевое взаимодействие, за них не платят. Но представить себе, что в Казани ученики смогут бесплатно посещать курсы в соседней школе или на крупном предприятии, пока сложно. Тем более, на фоне постоянно ведущихся разговоров о том, что надо активнее внедрять платные образовательные услуги.
- Мы сейчас отрабатываем механизм сетевого взаимодействия везде, где идет эксперимент, - говорит Лилия Амирова. - В том числе и финансового взаимодействия. Думаю, эти вопросы решаемы. Ведь одна из целей профильного образования как раз в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность получить как можно больше знаний за счет учебного времени, сэкономить родительские расходы на дополнительные занятия, на репетиторов при подготовке в вуз.
Между тем заместитель министра образования и науки РТ Любовь Овсиенко думает по-другому:
- Профиль предполагает только углубленное изучение выбранных предметов, все остальное - это дополнительные услуги.
А дополнительные услуги, напомним, должны быть платными. Так что нет пока в министерстве единства мнений по вопросу об элективных курсах. Возможно, выходом здесь станет создание сети многопрофильных школ в каждом районе и городе - своего рода ресурсных центров, на базе которых старшеклассники будут проходить углубленное обучение. Вообще, говорит Лилия Амирова, сейчас перед лабораторией профильного обучения ИРО РТ стоит задача - найти индивидуальный подход к профилизации каждого отдельно взятого учебного заведения, и проблема эта везде будет решаться по-своему.
Еще один больной вопрос - учебники. Зеленодольску повезло - он вошел в федеральный эксперимент, и учебники туда поступали из Москвы бесплатно. Но остальным районам на это рассчитывать уже не приходится, а профильные учебники между тем недешевы. И уже сегодня они частично закупаются на родительские средства. А когда эксперимент станет нормой? Не случайно, видимо, зеленодольские педагоги не советуют коллегам из других районов без оглядки включаться в эксперимент.
- Школе надо предварительно проанализировать, может ли она создать все условия для полноценной работы по профильному обучению, - говорит Ильгиза Гумарова.
Действительно, чтобы школьники сделали правильный выбор, нужны грамотные психологи, способные тщательно и квалифицированно провести предпрофильную подготовку, в противном случае не избежать ошибок, которые для кого-то могут стать роковыми. Нужны болеющие душой за дело учителя, которые смогут предложить детям действительно интересные и, главное, многообразные развивающие курсы. Нужны хорошие лаборатории для тех, кто выберет технический профиль, и богатые библиотеки для гуманитариев. Одним словом, нужно еще многое сделать, чтобы эксперимент с профильным обучением перевести на обязательные рельсы.
"Республика Татарстан" N249-250 от 15 декабря |