15.12.05В Татарстане набирает обороты новый школьный эксперимент |
- Учили-то мы учили, - говорит на это Луиза Душенина, - а вспомните, сколько было разговоров на тему "и зачем мне эта физика, если я ею в жизни заниматься не буду?".
Впрочем, в лицее (это предусмотрено в концепции профильного образования) есть один так называемый академический класс, где нет профиля, а дается стандартная учебная программа. Но практика показывает, что идут туда в основном слабые ученики. Те же, кто серьезно нацелен на вуз, предпочтение отдают новой системе. Тем не менее в лицее, как и в Зеленодольске в целом (а в эксперименте участвуют все городские школы), стараются сохранить достойный уровень подготовки по непрофильным предметам. Например, здесь в свое время отказались от специального учебника физики для гуманитарных классов, так как очень уж сильно дети, занимаясь по нему, стали отставать в знании этого предмета. В итоге перешли на стандартный учебник, рассчитанный на обычную школу. Ведь параллельно с "профилем" проходит эксперимент с ЕГЭ. И если в будущем единый госэкзамен станет обязательным, гуманитарии, не уделившие достаточно времени физике и математике, могут просто не одолеть тесты по точным наукам, а "технари" не справятся с ЕГЭ по русскому языку.
Положительный опыт
- И все же наш опыт (а в эксперименте мы уже третий год) показывает, что в системе профильного обучения положительных моментов больше, чем отрицательных, - говорит заместитель начальника зеленодольского управления образования, муниципальный координатор федерального эксперимента Ильгиза Гумарова. - Главное - это правильно организовать информационную работу с родителями, учащимися, привлечь компетентных психологов. И обязательно должно быть сетевое взаимодействие.
Поскольку Зеленодольск - город небольшой, здесь такое взаимодействие наладить удалось. Мы уже упоминали, что у местных учеников есть возможность ходить на элективные курсы в соседние школы. Но задействованы в эксперименте не только школы, а очень многие городские структуры - предприятия, центр труда и занятости, межрайонный учебный комбинат, местные филиалы казанских вузов... Например, практическую часть элективного курса "Химия в промышленности" школьники проходят в лаборатории судостроительного завода имени Горького. Множество разнообразных курсов организует у себя Центр детского творчества (среди них даже есть специально разработанные элективы для детей-инвалидов, например "Интерьер и декоративно-прикладное творчество"). Все это, безусловно, расширяет возможности школьников при выборе будущего направления деятельности. Тем более что и самих профилей (направлений развития углубленного образования) в городе ни много ни мало - десять, так что детям действительно есть из чего выбрать.
В дальнейшем в Зеленодольске планируют отслеживать судьбу нынешних выпускников, и по этим результатам российское и республиканское министерства образования будут решать, в каком направлении развивать эксперимент дальше. Но уже сейчас ясно, что зеленодольский опыт удачен. В этот небольшой город часто приезжают московские ученые из Института развития образования (ИРО), авторы профильных учебников - все они высоко оценивают работу татарстанских коллег. На базе зеленодольских школ под руководством республиканского ИРО проводятся курсы для других педагогов Татарстана, местный опыт стал объектом пристального изучения недавно созданной в ИРО РТ лаборатории предпрофильной подготовки и профильного обучения.
А каковы перспективы?
В 2004 году в Татарстане еще десять муниципалитетов (среди которых - несколько районов Казани, города Набережные Челны, Бугульма, Альметьевск, Елабуга) уже включились в республиканский эксперимент по профильному обучению. И в этом году, по словам регионального координатора профильного обучения Министерства образования и науки РТ Лилии Амировой, на новые учебные планы перешло около трети всех школ Татарстана. Говорят, дети и родители очень довольны тем, что теперь есть реальная возможность индивидуализировать процесс учебы. А в сельской местности, считают специалисты министерства, профильное обучение позволяет серьезно повысить общее качество образования. Очень интересен апробируемый в ряде учебных заведений эксперимент с дистанционным обучением старшеклассников - когда непрофильные предметы они могут проходить в "интернет-школе" по индивидуальному расписанию, чтобы в ходе очных занятий иметь возможность сосредоточиться на профильных дисциплинах. |