15.12.05В Татарстане набирает обороты новый школьный эксперимент |
Но и это еще не все. В 10-11-х классах детям опять же предлагаются многочисленные курсы по выбору - они называются элективными - и каждый должен в среднем за год посетить три подобных курса. Здесь есть и специализированные (к примеру, "Нестандартные методы решения математических задач"), и развивающе-познавательные (скажем, "Молодежная субкультура"). И совершенно не обязательно, что ребенок выберет курсы только по своему направлению - возможно, ему как раз захочется расширить познания в непрофильной сфере. На элективе могут сидеть дети из разных классов, обычно здесь формируется небольшая и достаточно мобильная группа, сам же курс рассчитан на 8-16 часов занятий.
Каждые три месяца в лицее проводят контрольные срезы знаний по профильным предметам: дети проходят тестирование (что-то типа мини-ЕГЭ). Бывает, в ходе такой проверки выясняется, что кто-то попал "не в свой профиль", и тогда, по решению педагогического консилиума, его могут перевести в другой класс. Но такие случаи, говорит Луиза Душенина, составляют не больше трех процентов от общего числа учащихся. Большинство же детей довольны выбранным направлением и тем, как поставлено изучение основных дисциплин.
- Конечно, учиться довольно сложно, дается большое количество информации, ориентированной на поступление в вуз, - говорит одиннадцатиклассник Саша Компанейцев. - Но в этом и большой плюс. А если еще грамотно подойти к выбору спецкурсов, то никакие репетиторы не нужны, потому что такие углубленные занятия - это, по сути, и есть та работа, которой другие занимаются с репетиторами.
Сколько стоит учительский энтузиазм
На примере зеленодольского лицея №9 можно поговорить не только о безусловных достоинствах новой системы обучения, но и о проблемах, которые возникают в связи с ее внедрением. Например, те же элективные курсы.
- Они резко повышают требования к уровню подготовки учителей, - говорит директор лицея Валентина Кибец. - Здесь нужны большая эрудиция и огромная дополнительная работа.
И действительно, попробуйте, например, сегодня разработать и провести курс "Современный литературный процесс". Для этого надо, как минимум, знать обо всех литературных новинках. Между тем, если речь идет о современной зарубежной литературе, то последние вышедшие в свет книги не всегда найдешь в наших магазинах, а если они и есть, то стоят очень недешево. А уж о специальной литературе, где анализировались бы новые издания, прослеживались закономерности развития литературной мысли, и мечтать не приходится. Да и вообще, если учебники по профильным предметам уже разработаны, то по элективам есть только базовый пакет программ, не отвечающий полностью многообразию запросов современных школьников. Поэтому разработанные на сегодняшний день в гимназии 45 ("избыточное количество", как обозначено в официальных отчетах) различных авторских курсов - это плод чистого энтузиазма педагогов, которым денег к зарплате за участие в эксперименте не добавили.
Кроме того, в Зеленодольске действует так называемая модель сетевого взаимодействия, о которой мы еще поговорим, и это значит, что на элективные курсы могут приходить дети из всех школ города. Например, к учительнице, ведущей в лицее курс "Нестандартные методы решения математических задач", вместо положенных по норме двадцати человек приходят сто. Но доплата ей за это не полагается. Так что, считает Валентина Кибец, в дальнейшем надо обязательно решать вопрос о дополнительном финансировании школ, внедряющих профильное обучение.
Еще одна проблема. Не каждый девятиклассник, даже пройдя через многочисленные курсы, способен четко определиться - чего же он хочет. И потом, в процессе учебы, когда он проходит через контрольные срезы знаний и может сменить профиль, остается риск, что ребенок все же "попал не туда". Правда, в 9-м лицее есть пример одиннадцатиклассницы Гульназ Ахсановой, которая учится в естественно-математическом классе, но поступать собирается на инфак, поэтому параллельно посещает электив, где углубленно занимаются иностранными языками. Девочка говорит, что сделала такой выбор вполне осознанно, так как не исключает, что будет получать второе высшее образование в технологическом вузе. И сумела распределить силы, чтобы успевать по всем направлениям. Однако не каждый ребенок обладает столь разносторонними талантами и такой работоспособностью. И многие родители видят в эксперименте с профильным образованием определенное ущемление прав своих чад: вот, мол, мы в свое время ровненько учили все предметы и могли после школы поступать хоть в КАИ, хоть на филфак, а теперь не будет больше старого советского образования, славящегося своей разносторонностью... |