15.12.05В Татарстане набирает обороты новый школьный эксперимент | Евгения ЧЕСНОКОВА
В мае будущего года в республике окончат школу "первые ласточки" системы профильного обучения - дети из Зеленодольска и Балтасинского района. Именно эти два муниципальных образования в 2003 году вошли в общефедеральный "профильный" эксперимент, в котором, помимо Татарстана, приняли участие еще девять регионов России. Сегодня в республике число экспериментальных площадок, где внедряется профильное обучение, значительно возросло - таковыми является почти треть татарстанских школ. Кроме того, больше половины всех девятиклассников Татарстана охвачены предпрофильной подготовкой. В перспективе эксперимент планируется перевести на обязательную основу. Но несмотря на все это, многие до сих пор не очень хорошо представляют себе, что же это такое - профильное обучение, что дает оно нашим детям и какие проблемы возникают в связи с ним. Попробуем разобраться.
В вуз - без репетитора
В зеленодольском лицее №9 первые шаги навстречу эксперименту сделали еще в конце 2002-2003 учебного года, когда нынешние выпускники заканчивали восьмой класс. И на его примере можно проследить, как работает система профильного обучения.
Для начала здесь изучили запросы учащихся и их родителей - на какую сферу деятельности в будущем они рассчитывают? Затем по специальной методике провели диагностику детских наклонностей - кому какая сфера больше подходит. Заметим, что результаты этого тестирования, с которыми школьные психологи обязательно приходили на родительские собрания, не всегда соответствовали изначальным запросам. Но полностью определиться с направлением своей дальнейшей учебы школьники могли в девятом классе, когда началась предпрофильная подготовка.
Детям на выбор были предложены разнообразные курсы, значительно расширяющие их познания в той или иной сфере. Курсы разрабатывали сами учителя, используя все доступные им дополнительные источники знаний, в том числе и Интернет. Причем у школьников была возможность "примерить на себя" предметы и гуманитарного, и естественного, и технологического циклов.
- В результате к концу девятого класса многие, кто сначала хотел идти по гуманитарному профилю, выбирали физико-математический класс, и наоборот, - вспоминает одиннадцатиклассница Катя Подгорная.
С десятого класса началось непосредственно профильное обучение. Зеленодольские педагоги подчеркивают: профиль надо понимать широко, это не ориентация на какую-то конкретную профессию, а, скорее, коридор, который ведет ребенка в определенном направлении. Первоначально, рассказывает заместитель директора Луиза Душенина, в лицее было четыре профиля - физико-математический, естественно-математический, филологический и социально-экономический. С этого года добавилось еще два - информационно-технологический и оборонно-спортивный (дети, имеющие приличную спортивную подготовку, после окончания подобных классов смогут целенаправленно поступать в военные училища и учебные заведения МЧС). Кстати, новые профильные направления просто так в зеленодольских школах не вводятся, их надо защищать на координационном совете, в присутствии руководителей города, ведь чтобы вести углубленные уроки по тому или иному профилю, школа должна располагать соответствующей материальной базой, профессиональными кадрами и методическими наработками.
Итак, дети выбрали направления обучения. Правда, прежде чем зачислить их в тот или иной профильный класс, школьная комиссия внимательно изучала портфолио каждого ученика - все его достижения на выбранном поприще: победы в конкурсах, олимпиадах, да и просто годовые оценки. Ведь нет смысла брать в физико-математический класс ребенка, у которого никогда не было больше тройки по физике.
Но вот все оргмоменты позади, и теперь, полностью определившись, лицеисты по специальным учебникам, разработанным российскими специалистами, "глубоко копают" в выбранном направлении. Заметим, копают не в одном каком-то предмете, а в целом по своему профилю - например, физика плюс математика, обществоведение плюс экономика и право и так далее. Естественно, параллельно они получают базовую подготовку по основным предметам школьного курса - у всех школьников, независимо от профиля, в дневнике числятся математика, русский язык и литература, иностранный язык, история, физкультура, интегрированные курсы обществознания (для "технарей") и естествознания (для гуманитариев). |