13.12.05Без казанских компрессоростроителей России не обойтись |
Как его составить? Экономисты рассчитали траты за прошедшие пять лет. Все руководители подразделений подготовили заявки на будущий год. Как выяснилось, чтобы выполнить их все, завод должен дать 5-10 планов. Стали дискутировать, какие траты приоритетные. После третьего обсуждения наконец приняли консолидированный бюджет. Начали по нему жить - очень удобно, все рассчитано на год вперед. Заместитель директора по экономике по этой теме защитила кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербурге.
Сейчас на заводе 2200 работающих. Средняя зарплата 9-9,5 тысячи рублей, по этому показателю мы на втором месте в республике среди машиностроителей. На заводе ведется социально ориентированная политика: рабочие бесплатно обедают в реконструированной столовой, которую сдали совсем недавно. За смешные деньги отдыхают на базе отдыха. В их распоряжении подсобное хозяйство, охотничьи угодья, заводская пасека.
Ставка на новую технику
Сегодня в России не найдется, пожалуй, ни одного предприятия, кроме нашего, где новая техника составляет 60 процентов от общего объема производства. Почему мы взяли ориентир на технические новации? А сегодня для российских предприятий это самый надежный способ выстоять. Серийное, конвейерное производство требует больших затрат. Только-только освоишь модель, а она через пару лет устареет. Нужно снова все переоснащать. Средств на это у российских производителей нет, поэтому в соревновании с богатыми зарубежными фирмами мы были бы обречены. А вот индивидуальное производство, требующее немалой доли ручного труда, - совсем другое дело. Ручной труд у нас дешевле, чем на Западе, да и инженерный тоже. Документацию готовит наш институт, значит, экономия начинается еще на стадии проекта. В процессе производства она возрастает. В итоге мы выигрываем в цене.
С таким количеством новой техники наш институт по праву считается законодателем мод в компрессоростроении, причем и в России, и в мире. Чтобы поддерживать такую репутацию, нужны квалифицированные кадры, и, прежде всего, в НИИ. Поэтому мы стараемся сохранить интеллектуальные наработки коллектива института. Выпускаем десятки книг с трудами сотрудников НИИ. Благодаря этому молодым ученым, приходящим нам на смену, не придется заново изобретать велосипед. Такого количества книг не издает сейчас ни один НИИ отрасли, а ведь в науке преемственность особенно значима.
Нам не страшно ВТО?
Потребителей нашей продукции много - и в России, и в СНГ, и за рубежом, ведь уровень нашей техники высокий. Еще бы! В нашем объединении трудятся 6 академиков Международной академии холода, 2 члена-корреспондента АНТ, 6 докторов и 17 кандидатов технических наук.
У нас в стране и в СНГ ни один грамм металла, ни цветного, ни черного, не добывается без наших кислородных компрессоров. Мы поставляем свою продукцию предприятиям газодобывающей, нефтеперерабатывающей, машиностроительной отраслей. К примеру, серьезный потребитель нашей продукции - ОАО "Газпром", 20 процентов от общей доли составляют его заказы.
Мы выигрываем солидные международные тендеры. В 1998 году к нам обратилась американская фирма "Боинг", разместившая заказ на компрессор для термостатирования систем ракетных отсеков для международного проекта "Морской старт". Мы изготовили для них четыре компрессора, фирма направила нам благодарственные письма. Наши компрессоры сработали отлично.
Мы выиграли проведенный ОАО "Криворожсталь" международный тендер на 6,5 млн евро и получили заказ на кислородные компрессоры, хотя на Украине есть СМНПО имени Фрунзе, крупнейший компрессорный завод.
Нынче весной "Севморнефтегаз" также провел международный тендер, в котором участвовали такие серьезные фирмы, как "Сименс", "Мицубиси". Причем российское правительство освободило их от ввозных пошлин и НДС. Мы оказались явно в неравных условиях и все равно выиграли!
Вступление в ВТО может серьезно осложнить жизнь отечественным машиностроителям, если не принять меры. Два-три года назад на базе нашего объединения прошло совещание директоров предприятий отрасли. Обсуждали один вопрос: как выстоять после вступления страны в ВТО? Уже сейчас из шести компрессоров, которые нужны России, пять закупают за границей. А все потому, что таможенная пошлина на компрессоры всего пять процентов, а не 12 процентов, как на остальные товары. По нашей просьбе Президент РТ М.Шаймиев, губернаторы Санкт-Петербурга, Пензенской области и Краснодарского края обратились к Президенту России, изложив проблемы отрасли. Владимир Путин дал поручение Минэкономпромразвития РФ разобраться в ситуации. После этого мы получили из министерства документ, в котором говорится, что при вступлении в ВТО ввозную пошлину на компрессоры поднимут до 15 процентов. Мы надеемся, что благодаря этому отечественное компрессоростроение будет жить и развиваться. |