Архитекторов Казани имена... Константин Олешкевич |
Жаль, но с каждым годом сносят многие красивые здания, которые приходят в ветхость из-за того, что за ними никто не следил и не был хозяином, а у каждого дома должен быть свой хозяин…
Хозяином особняка на улице Поперечно Лецкая (Гоголя) был некий М. С. Марко.
Здание сложной в плане формы, двухэтажное, кирпичное, отштукатуренное, построенное в начале XX века по проекту Олешкевича. Архитектурная композиция и убранство выполнены в неоклассических формах. Основной вход в дом и главная лестница на второй этаж расположены в северо-западной части здания. Вход акцентирован чугунным навесом тонкой художественной работы. В пристройке с восточной стороны дома, со двора, находится ещё один вход и лестница.
По центральной оси размещён четырёхколонный портик ионического ордера , несущий антаблемент , завершающийся мощным фронтоном с полуциркульным окном, обрамленный широкой тягой, украшенной лепниной. Колонны портика поставлены на базы. Над первым этажом между колоннами портика проходит профилированная тяга. Прямоугольные окна первого этажа без наличников, завершаются имитированными клинчатыми перемычками. Прямоугольные окна второго этажа, находящиеся между колоннами, без наличников с подоконной балюстрадой . Портик с двух сторон выведен ризалитами , на первом этаже с одним большим почти квадратным окном, а на втором с балконной дверью и двумя узкими окнами. Балконная плита покоится на фигурных кронштейнах и огорожена ажурной металлической решёткой. Завершаются ризалиты антаблементом с карнизом на сухариках и глухим парапетом. На широком фризе размещены лепные украшения.
В настоящее время занят татарской государственной филармонией им. Г. Тукая. Значит, по-прежнему есть у дома хозяин, значит, не грозит ему разрушение!
За домом находится сквер. Лецкой садик имеет давнюю (основан в 1869 - 1870 гг.) и богатую историю. Вспомним лишь, что свое название он получил по фамилии генерал-майора Лецкого, На углу улиц Горького и Гоголя до 1980 года стоял принадлежавший некогда генералу одноэтажный дом в пять окон, в котором в мае 1798 останавливался и жил в течение недели император Павел I. Именно по его повелению улица до революции носила имя генерала. Сейчас на этом месте располагается бетонная стенка при входе в сад.
Если пересечь этот сад пешком, то сразу обращает на себя внимание на яркое пышное здание напротив сквера.
Это построенный в 1910 году дом И. Н. Киселева.
На Ново-Комиссариатской (ныне ул. Комлева д. 20) К. С. Олешкевич возводит особняк в стиле «чистейшего модерна». Дом завершается глухим парапетом, повышенным по краям и сильно приподнятым в середине здания. Средний парапет заканчивается двумя шарами, установленными на металлической спирали. В промежутке между шарами размещена стилизованная скульптура птицы. Центральная часть дома подчеркивается не только развитым парапетом, но и двумя балконами. На третьем этаже балкон глухой, на довольно развитых консолях , украшенных лепкой. На втором этаже глухое ограждение балкона чередуется с мощной бетонной решёткой. Над окнами третьего этажа поверхности стен облицованы керамическими плитками тёмно-синего цвета. Фасад пышно декорирован лепкой в виде каких-то мечей, обвитых гирляндами цветов. Нижний этаж решён более спокойно и обработан глубокими горизонтальными рустами.
Олешкевич был архитектором модерна.
Модерн - один из самых своеобразнейших стилей в архитектуре, отличается пластичностью форм и применением новейших строительных материалов в создании зданий. Возник модерн в 1890-х годах в Европе, а в Казани проявился в начале XX века. Мастерами казанского модерна стали К. С. Олешкевич, К. Л. Мюфке, Г. Руш и др. Модерн, также как и эклектика, просуществовал вплоть до революции, после которой, как стиль он перестал существовать.
Мы сегодня восторгаемся особняком Кисилева, а совсем недавно в советских исследованиях по архитектуре писали про этот дом: «Несмотря на тщательность отделки деталей, украшения вычурны, надуманны и лишены архитектурного смысла, поэтому здание не производит цельного впечатления». А про Олешкевича говорили, что некоторые архитекторы «…зарекомендовали себя неустойчивыми мастерами, так как, подчиняясь моде, при каждой новой постройке меняли архитектурное оформление зданий в зависимости от вкусов и требований хозяев- заказчиков. Поэтому их сооружения не отличаются стройностью стиля….» Это было совсем недавно, в 1978 году. (Остроумов В.П. «Казань: Очерки по истории города и его архитектуры» - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1978. - 294 с.: ил. - Библиогр.: с. 292 - 294.) Время расставит все по своим местам… |