Его фасад, почти лишенный декора, отличается великолепной пластикой. Каждая деталь архитектурного ансамбля – оконные и дверные проемы, рисунок переплетов, лестничные перила – в равной мере наделена свойственной модерну текучестью, подвижностью формы.
Особняк достаточно насыщен коваными деталями, созданными по оригинальным эскизам. Кованый металл производит впечатление вьющихся растений, оплетающих гладкие стены здания, и это придает ему очарование, свойственное загородным виллам того времени.
В настоящее время в доме помещается поликлиника КНЦ РАН, деревянный флигель используется под жилье.
В советское время этот дом был конфискован, в нем находился детский дом, и архитектор вновь жил на казенной квартире, в несохранившемся сегодня доме в начале улицы Академической (Вишневского).
Кроме собственного дома архитектор построил в городе несколько богатых домов. Не все из них, к сожалению, сохранились. Некоторые из них, что самое обидное, были утрачены совсем недавно…
Дом Олешкевича находится рядом с улицей Карла Маркса, одной из старейших в городе. Состояла из трех улиц – Воздвиженской, Покровской, Грузинской…
С XVII века эти улицы становятся одними из самых респектабельных в городе, так как располагались в верхней, наиболее удобной части города. Здесь селятся наиболее знатные и богатые жители, они возводят просторные каменные дома, заботятся о благоустройстве, улицы мостят. К застройке привлекаются лучшие архитекторы.
Не отставали от этой улицы и прилежащие. Одна из них – Гоголя (бывшая Старо-Комиссариатская, Поперечно-Лецкая).
Эта улица сегодня меняет свой облик. Строятся новые современные дома, а иногда – пристраиваются к старым.
Многое разрушено на этой улице. И с каждым днем все труднее увидеть то, что осталось.
Серое трехэтажное здание, построенное из красного кирпича. Строительный материал отчетливо виден на первом этаже, в местах обсыпки штукатурки. Сегодня дом выглядит мрачно. И лишь насыщение фасада деталями говорит о былой красе этого здания.
Боковые части завершены башенками, и так же, как и средняя часть богато украшены лепными скульптурами. Декорировка фасада выполнена в псевдорусском стиле. Обширный балкон и изящная плоскостная ковка решетки ограждения напоминают еле видимую паутину, теряющуюся в массивных формах здания. (Приложение 2.)
Построено это здание было в 1905 году для членов семьи университетского профессора А. И. Пора. Сейчас здесь жилой дом.
А если обратить свое внимание на пустое место, заросшее бурьяном правее дома, то наверняка можно догадаться, что там была еще одна постройка.
Увы, совсем недавно там стояло одно из немногих сохранившихся деревянных зданий Казани, выстроенное в формах «чистого» европейского модерна. Здание сгорело в прошлом году. Это тоже был дом А. И. Пора, построенный архитектором Олешкевичем в 1905 году.
Вся архитектура этого особняка строилась на последовательном раскрытии при приближении все более мелких деталей.
Кованые узоры балконов – были яркими образцом архитектурного орнамента модерна. (Приложение 3.)
Модерн в российской архитектуре появился на рубеже XIX-XX веков. В этот период в отечественных городах было построено достаточное количество особняков и крупных зданий, выполненных согласно канонам этого, достаточно прогрессивного на тот период времени направления. Его поборники стремились к обновлению и эстетическому преображению среды, к поиску нетрадиционных средств выразительности, к органической целостности сооружений, то есть внутреннему единству функций и образа. Поиски новизны зачастую переплетались с романтической стилизацией средневекового зодчества. До сих пор словосочетание "архитектурный модерн" ассоциируется с эпохой "серебряного века" и "Россией, которую мы потеряли"…
Каждая эпоха вносила свое в архитектуру нашего города. И будто слоеный пирог, каждая последующая застройка, складывалась из предыдущих, и основывалась на опыте предыдущих градостроителей. Гоголь считал, что: «Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе". А мы сегодня часто безжалостно стираем страницы этой летописи… |