"Сторожилы" савиновской памяти |
Сегодня остатки Савиново вошли в Ново-Савиновский район города Казани, в Советское время село относилось к Верхнеуслонскому району, потом к Зеленодольскому и затем к Юдинскому району (3), а в царское время - относилось к Каймаровской волости Казанской губернии, и не долгое время - к селу Борисоглебску (4).
2. Таинственная достопримечательность Савиново
Достопримечательность Савиново – это церковь «Живоносный источник Божьей Матери», ее алтарем является каменная часовня, которая сейчас при активном участии нашего руководителя Титовой Л.Е. признана историческим памятником. «Церковь построена по проекту заслуженного деятеля искусств республики Татарстан – архитектора Алексея Андреевича Спориуса, в дар православной церкви от 07.11.1996г.» (5)
Евдокия Арсеньевна Дмитриева, не коренная жительница, в Савиново «вышла в замуж», приехала в 1962 году, искренне верующая и хорошо знакома с коренными верующими. В свои года, в здравом уме и отличной памяти, стояла на церковной службе, ухаживая за свечными столами у икон (умерла в 2004 г.).
Когда с ней бывало здороваешься, ее первый ответ на приветствие: «Дай Бог и вам здоровья. Мне уже 92 года исполнилось…», а дальше начинает вспоминать и рассказывать: «Жил тут барин Изусаев, отец его помещиком в Ливадии был, вот он и часовенку тут построил, «склёп» фамильный, поговаривают – похоронил здесь барин своих родственников – жену и дочку, а кто говорит - и сам он там похоронен».
В действительности часовня построена в 1891 г. купцом, почетным потомственным гражданином города Казани Василием Ивановичем Заусайловым (6), который имел дачу в Савиново.
Алексей Петрович Аблясов, ныне покойный, говорил: «Под часовней было два дубовых гроба – сам Заусайлов и его жена там схоронены. Гробы эти вынули еще до войны. А куда увезли – неизвестно». Недавно родственница их дальняя отыскалась в городе Петербург.
В действительности трудно сейчас выяснить, кто же похоронен был в часовне. Поскольку Заусайлов в 1904 году разорился и все его имущество пошло с молотка. Можно предположить, что и часовня могла позднее иметь других хозяев. А насчет родственницы отысканной, так это Любовь Евгеньевна, увлеченная поиском, как и мы все, нашла правнучку Василия Ивановича - Ивановскую Наталью Ивановну и в 1997 году ездила к ней в Санкт – Петербург. (7)
Часовня Заусайлова пережила атеистическое лихолетье и унижение, ее использовали под колхозный склад, где хранили зерно, затем - мазут, горючее для тракторов – солярку (8). После войны часовню прибрали, покрасили, и в последствии в ней происходили богослужения по большим праздникам.(9) Батюшку приглашали из церкви с улицы Баумана (10).
3. «Приплывшая» в радость
Из рассказов, Евдокии Арсеньевны и коренных жителей: Сергея Павловича и Алексея Поликарпова:
Приплывшая церковь, которая якобы приплыла по воде на дошнике (11) во время разлива и прибилась к кладбищу. Утром деревенские вышли к реке – глядь, а она стоит. Церковь приплыла, по мнению жителей – это знамение! То же самое об этой церкви сказал Алексей Иванович Поликарпов. А Анатолий Александрович Шпорин, ныне покойный, добавил: «приплывшая церковь была невысокая, шестигранная», но если внимательно рассмотреть картину Ф. Травкина, на которой изображена древняя Савиновская деревянная церковь, можно предположить, что она была прямоугольная с алтарной частью, но не шестигранная.
Старожилы о «приплывшей» говорят с особой теплотой. Давняя народная легенда среди сегодняшних жителей, как молодых, так и пожилых, дошла в очень кратком повествовании. Пять легенд о древней Савиновской церкви, или о «приплывшей», впитала в себя Савиновская земля, оставив в народной памяти половины одной. Данные легенды связаны с именами Российской и Казанской истории: Екатериной II, князем Михаилом Федоровичем, Иваном Грозным (12). А по истинным сведениям и фактам церковь исторически объединена с великим лиходеем Пугачевым и великим пиитом – Пушкиным (13), купцом В.И. Заусайловым и его родственниками, известным художником – Федором Травкиным (14) и, конечно же, с чудодейственной иконой «Живоносный Источник Божьей Матери», именем которой, церковь и называлась. За ветхостью стояла она на кладбище не востребованная, до времени уничтожения церквей при строительстве социализма, а затем без жалости была сожжена на конном дворе. (15) Сохранилась только место, где она стояла. |