Пепел Савиновских церквей, возрожденный в церковь |
Вот удача! Нашелся священник Савиново – Бакулевский
Подпись «Чер…» мы узнали – Черкасов, а вот по подписи «Бак…» возник вопрос? Четыре года назад мы ходили в экспедицию в Савиново, были на кладбище и нашли там, валявшиеся у забота, заросшие мхом могильные камни. На одном из камней мы пытали прочесть надпись «Баку…», а дальше буквы шли неразборчиво и мы прочитали надпись как «Бакунинский». Меня особенно заинтересовала эта фамилия, когда я стала заниматься исследованием церквей.
В ноябре прошлого года мы посетили Казанскую Епархию и духовную семинарию. Когда мы пришли туда, нас сначала не пускали, так как семинария мужская, и мы уже очень расстроились, но Любовь Евгеньевна пошла, просить благословения у Владыки Анастасия для работы в библиотеке. Она объяснила цель нашего визита, рассказала о музее, о поиске материалов по Савиново и архиепископ Казанский и Татарстанский… нам отказал, но Любовь Евгеньевне удалось его уговорить пустить нас на экскурсию в библиотеку. Чем мы и воспользовались. Семинарская библиотека – чудесное место. Представляете, там в ноябре раскидистым букетом цветет «декабрист», а на подоконнике зреют маленькие гранатики и распускаются удивительные бутоны. Библиотекарь показала нам книги дореволюционного издания в кожаных и серебряных окладах. Самая древняя книга 16 века. А еще мы видели книгу с золотыми страницами. Нам любезно разрешила попользоваться книгами добрейший библиотекарь семинарии и в одной из них мы нашли (вот, удача! ) материал о загадочном «Бакунинском», вот что было там написано: «священник Александр Гаврилович Бакулевский, 50 лет, окончил курс Духовного училища, законоучитель» ( 17 ). Можно предположить, что Бакулевский был последним священником Богородицкой церкви села Савиново. И именно эти, разбитые камни, забытые и грязные на Савиновском погосте были надмогильными Александра Гавриловича.
В сложное время лихолетия уничтожались не только надгробия, но и церкви. Богородицкую церковь постигла трагическая судьба.
Пепел Богородицкой
Сегодня от Богородицкой церкви, как и от древней, остался один пепел. Прежде скинули купола и сделали в церкви столовую, савиновцы туда не ходили обедать, потому что знали, это место святое. Обедали там только приезжие. «До войны не давали церковь разорять, а после войны стали собирать подписи кто за то, чтобы церкви не было. Ходили по домам по несколько раз… Подписали, грех это непростительный!» (18)
После войны свалили колокольню и, не довезя до Борисоглебска по пути кинули, лежат бревна догнивают. Окончательно разобрали и увезли в село Борисоглебск и церковь, где из них собрали медицинский пункт, в котором в одной половине принимали больных, а в другой жил фельдшер. В прошлом году стало известно, что в 2002 году сгорел медпункт.
Церкви то порушили, а в душе человеческой необходимость Бога осталась. Савиновцы подправили часовню, которая была рядом с Богородицкой церковью и, перенеся туда чудодейственную икону и икону Пантелеймона, стали приглашать батюшку из Никольской церкви с Баумана для проведения богослужений. Правда, проводились они только по большим праздникам. Часовня маленькая, люди стояли на улице и все действия литургии происходили там же. (20) Когда анализируешь события, то дивно, даже, как все в жизни связано, не по воле человека переплетено. Люди не зная, личности, связывали с ней свою духовную жизнь. По рассказам старожилов «жил в Савиново барин Изусаев, и часовню- склёп построил.» ( 21).
Любовь Евгеньевна по архивам нашла правильную фамилию купца, да еще его правнучку в Санкт Петербурге. Это Василий Иванович Заусайлов.
Он же строил церковь Никольскую на улице Большой Проломной, от куда уже в Советское время приглашали савиновцы батюшку, чтобы исполнить свои требы, не предполагая, что оба здания их духовного мира связаны с именем Заусайлова. |