Пепел Савиновских церквей, возрожденный в церковь |
Аксиома «Больше - меньше»
Из аксиомы «Больше - меньше»: «Чем больше узнаешь, тем появляется больше вопросов, тем больше хочется узнавать и соответственно, меньше спишь». Это про наше клевретское товарищество.
Так и о Древней церкви, царские врата которой уникальны еще и тем, что на нижней части их имелась резная надпись, прокрашенная черной краской: «При благоверном Государе царе и Великом князе Михаиле Федоровиче Всея Руси и при благоверном» (13 ). От сюда вытекает еще одна гипотеза, что возможно церковь появилась в Савиново в период правления первого царя Романова, т.е. с 1613 по 1645 гг.
Предсказание господина N свершилось в Советское время
Атеистическое время советского государства тяжелым катком прошлось по судьбам священников и церквей.
Свершилось предсказание господина N Печенкина, который писал о древней церкви «время пощадило до наших дней эту святыню, но кто может поручиться, что нечаянно заброшенная искра не уничтожит ее, не превратит в груду пепла, который похоронит под собою драгоценные остатки иконостаса и царских врат…».
К непомерному сожалению, слова Печенкина оказались пророческими. В 30 годах XX века древняя, приплывшая церковь была увезена на конский двор и сожжена там красными активистами. Так была безвозвратно утеряна «драгая ценность – святыни святых». Фатальная фраза «Все кончается…», но я не пессимист и считаю, как и все наши Саинсавиновцы, что все кончается тогда, когда уходит память, а если память живая, то все только начинается.
Егорушка охраняет место древней церкви
Время смерти церкви совпало с парадоксальном периодом жизни России. Великий народ с безмерным душевным потенциалом, трудолюбием и творчеством идеологически трепетал перед системой. Сохранение памяти о прошлом было преступлением. «Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем». Надо быть мужественным и стойким, чтобы иметь собственное убеждение и память. О Древней церкви память сохранил Кокшин Егор Селиверстович. В селе его называли Егорушкой и считали «не совсем таким», возможно за то, что в нем сохранилось то, что помогает людям не превратиться из творцов в потребителей, он всем говорил правду в глаза. Когда церковь сожгли, он стал охранять то место, на котором она стояла. Егорушка молился здесь, грехи разрушителей замаливал, а может быть и будущие грехи за нас. Что думал Егорушка?..
Люди его уважали, совета у него ходить просили, и знали, что Егорушка не на шутку рассердится, если кто будет пытаться захоронить кого-нибудь на месте бывшей церкви. Он говорил, что это место Пресвятой Богородицы. Так Егорушка на святое место никого и не пустил. Зато когда сам умер, савиновцы хоронили Егора Селивестровича на земле Пресвятой. Его могилка до сих пор одна из самых ухоженных. ( 14 ) Она подарила в наш музей «Савиновские сюжеты в предметах» самовар, балакер и самое ценное – это часть Егорушкиных книг…
За ветхостью упразднить, построить новую - Богородицскую
В 1799 году, в других ведомостях о церкви в 1791 году (возможна описка), рядом с древней церковью была построена новая церковь Богородицкая во имя Святого и Живоносного Источника, потому что село уже не вмещало все количество прихожан и была ветхой. По «Ведомостям о церкви» за 1878 и 1906 гг. в новой церкви было два предела: один – Живоносного источника Божьей Матери, а второй – Дмитрия Солунского.
"Зданiем деревянная, с таковою же, построенною в 1904 году, отделенного коридором, колокольнею на каменном фундаменте, крепкая, вся теплая. Ограда во круг церкви деревянная. Иконостас въ главном храме трех ярусный, а въ приделе одноярусный…
Церковь застрахована въ обществе «Якорь» в 4232 руб. со взносомъ изъ церковныхъ суммъ премiи 37 руб. 10 коп.»( 15 ) |