Пепел Савиновских церквей, возрожденный в церковь |
Мимо Хижицы
Сегодня Хижица - место Сосновой рощи, где располагался Кизический монастырь, в остатках которого, в Советское время разместили военкомат Московского района. Сейчас церковь Кизического монастыря отдана верующим, восстанавливается и на втором этаже проводятся службы. При входе в зал церкви висят старинные изображения Кизического монастыря в полном великолепии. И на кладбище Кизического..., но вернемя к Древней Савиновской церкви.
Легенд продолжение ведет к изумлению…
Второе предание, повторяя почти дословно о посещении Екатериною Великого Савиново, отличается от первого тем, что Императрица будто приказала перенести сюда для фрейлины упраздненную церковь с Арского поля в Казани.
Следующее предание о том, что церковь была поставлена здесь царем Иоанном Васильевичем Грозным, когда он в 1552 году подступал к Казани.
Затем, что церковь эта была домовой церковью проживавших здесь митрополитов Казанских. Среди сегодняшних старожителей Ново – Савиновского района сохранилась только одна легенда - о «приплывшей» церкви. Якобы по утру приплыла Церковь на дошнике ( 5 ) и прибилась к берегу. Для Савиновцев «Приплывшая» - великое знамение. Подтянули ее к берегу, да и открыли, а там чудодейственная икона «Живоносный источник Божьей Матери».
Давайте, разберемся, кого же радовала древняя церковь?..
К сожалению, разобраться в этих преданиях сложно, но я постараюсь, все таки разобраться в них на основании имеющихся данных и логического анализа. Начну с предания о построении церкви царем Иоанном Васильевичем Грозным. Не говоря уже о том, что, как это видно из списка с «дозорных книг», помещенного в «материалах для истории и статистки Казанской епархии» за 1880 г., Савиново в 1623 году и даже в 1644 г., как видно из упоминания в одной грамоте, было еще деревней, что можно считать положительным доказательством отсутствия в нем церкви ( 6), но при версии, что Савиново – прежнее Саиново несло в названии, а стало быть, и в памяти покоряемого народа воспоминания о ханской Саиновой Юрте, при помощи атрибутов христианства и укрепления веры Христа можно было воздействовать на мысли мятежников и непокорных. Поэтому, несмотря на то, что только в селе, а не в деревне (село от деревни отличается численностью проживающих людей) ставили церкви – по политическим целям для спокойствия, прибывших на проживание русских, на знаковую мусульманскую Землю, наряду с изменением названия места, церковь в деревне могла быть. А если учесть, что по легенде церковь поставлена в 1552 году при подступе его к Казани. То это могло иметь, на мой взгляд, устрашающее и деморализующее значение для противника, а также поддерживающее воинов собственных. Построили же русские церковный град в Свияжске… «Существует мнение, что мало вероятно предание о перенесении церкви с галеры «Тверь» по велению Императрицы Екатерины Великой. Этому прямо противоречит надпись на царских вратах о том, что они построены в Казани «при благоверном Государе Царе и Великом Князе Михаиле Федоровиче». Невозможно предположить, что на галеру, как известно, построенную в Твери, отчего она и получила свое название, была поставлена церковь из Казани, тем более что на галере нет подходящего места не только для полной церкви, но даже для престола и иконостаса» ( 7 ).
Случайностей не бывает?
Я бы хотела обосновать дополнение к этому мнению, основанному на сравнительном анализе материалов папы Любови Евгеньевны - Новикова Евгения Ивановича от 1949 года, где были указаны обмеры галеры «Тверь» и материалов Фролова Г.В. за подписью Н. Печенкина о древней церкви Савиново, где указаны размеры церкви. Я задавала себе вопрос как так могло случаться, что на краеведческом пути Любови Евгеньевны пересекутся два материала так нужные для моего исследования? Это его Величество Случай, или благодать свыше? Я думаю, что случайностей не бывает! |