Пепел Савиновских церквей, возрожденный в церковь | Введение
Меня зовут Даша Борисова, и учусь я в 11 классе. Краеведение для меня интересное занятие, которым с удовольствием занимаюсь седьмой год под руководством Титовой Любовь Евгеньевны.
C октября 2003 г. у нас, клевретов Детско-юношеского краеведческого товарищества «Саин Савиново», появилась возможность участвовать в создании музея «Савиновские сюжеты в предметах» на базе детской библиотеки филиале №23. И, хотя его площадь состоит из одной комнаты, нашей радости не было конца!
21 тематическая экспозиция – плод неустанного труда нашего наставника и товарищества. Это: древние книги, иконы, предметы быта, прикладного искусства, археологические находки…, собранные в старых домах, на раскопах и что самое главное живые воспоминания старожилов. С каждым днем экспонатов становится все больше. Мы даже завели книгу почетных дарителей!
Нам повезло в том, что находясь в библиотеке, мы не испытываем недостатка литературных источников. Это очень важно при поисково-исследовательских работах. Для нас - клевретов изучение истории Савиново стало увлекательным занятием. Возможность обобщить имеющиеся сведения об этом феноменальном месте 1000 летней Казани, а также отыскать новые исторические факты, придания и сопоставить их с прежними, не только обогащает наш собственный багаж знаний о Родине, но и позволит, в итоге популяризировать интереснейшую историю Савиново среди сегодняшних и будущих соотечественников.
Церковные земли в Савиново
Моя работа начинается с событий, связанных с христианизацией Казанского края, взятие Казани русскими. Из предложенных тем для исследования меня заинтересовала тема «Церкви Савиново». Название работы «Пепел Савиновских церквей, возрожденный в церковь», в нем отражается основной смыл.
Скинутые колокола, поруганные церкви – это все на совести рода человеческого и сегодня радует то, что началось возрождение храмов, но духовное возрождение - это более продолжительный процесс.
Чтобы строить правовое государство, где право на духовность определено историей, где совесть не будет разменной монетой для достижения целей и обогащения, где мы не должны повторять ошибок прошлого. Мы должны делать выводы на подлинных фактах истории. Да, возродится Храм внутри человека…
Захватническая политика любого государства всегда сопровождалась изменением языка, традиций, религии и отчасти названий. В нашем случае САИНханОВСКИЕ земли стали «вотчинными владениями» одного из монастырей. И это по нашим сведениям произошло в период между июлем 1574 года и июнем 1583 года.( 1 ) Можно предположить, что в это время название деревни Саиново могло поменяться на Савиново, так как многие православные великомученики имели имя Савва, Савин.
Из рукописи П.В. Знаменского за 1876 г.( 2 ) мы узнали, что земли села Савиново были впоследствии переданы Казанскому архиерейскому дому. На монастырских землях, тем более архиерейских, на мой взгляд, должны быть атрибуты православия, т.е. церкви.
Первый Савиновский уникум с легендами
Появление первой церкви на архиерейской земле в селе Савиново окутано легендами. Я, разбиралась в этих легендах, по очень ценному материалу, подписанному Н. Печенкиным, жившего в конце XIX – начале XX вв. (3 ) Материал подарен Любови Евгеньевне краеведом Фроловым Георгием Валентиновичем.
Наиболее распространенное предание о возникновении церкви следующее: Императрица Екатерина II, в бытность свою в Казани, во время путешествия по Волге в 1767 году, узнав, что вблизи Казани в Савиново живет на покое бывшая ее фрейлина, пожелала проведать ее, причем прибыла туда по реке Казанке на галере «Тверь». На вопрос Государыни, довольна ли она жизнью здесь, фрейлина будто бы ответила, что довольна, но временами бывает, лишена возможности посещать церковь, так как в распутицу не может добраться до ближайшей церкви в Хижице, где находится скит. Тогда Императрица подарила фрейлине походную церковь, бывшую с ней на галере, и приказала поставить ее тут же на возвышении. (4) |