Чистые и нечистые | На днях мне довелось встречать самолет из Стамбула. Аэропорт утопал в тумане, рейс задерживался уже на сорок минут, никаких объявлений на эту тему, как водится, не было. «Что с самолетом?» - по очереди склонялись мы перед полукруглым вырезом в стеклянном аквариуме справочной. «Кружится над Казанью», - меланхолично отвечали оттуда. «А долго еще будет кружится?» - нервничали встречающие. «Пока кружится. Ничего больше не знаем».
Тревога нарастала вместе с туманом. Мы поднялись на второй этаж, чтобы быть поближе к затерянному в сером вечернем небе самолету, уткнулись лбами в стеклянную стену, пытаясь хоть что-нибудь высмотреть – раз уж ничего не сообщают. Мутно и как-то беспомощно светили два огня на взлетной полосе. По лестнице ближайшего от нас лайнера поднялась женщина с огромным мешком, толкнула дверь и исчезла внутри. Самолет казался не шире среднего джипа, и трудно было представить, как в нем умещается все то, что в нем есть. Минут через 10 женщина вышла - уже безо всякой клади и не торопясь удалилась. У меня сложилось твердое убеждение, что ее путь при желании может повторить любой. Спокойнее от этого не стало. Объявлений все не было. Ну и что, что люди мучились, волновались, как завороженные всматривались в табло, на котором ничего не менялось…
Это непробиваемое, сохранившееся еще с совковых времен равнодушие и неуважение к людям, ставшее второй натурой служащих этого небесного предбанника, замечательно гармонировали с самим зданием аэропорта. Плохо освещенный, с какой-то дырчатой резиной на потолке, призванной, очевидно, скрывать его неприглядность, казанский аэропорт кажется абсолютно заброшенным – и не подумаешь, что ему лет двадцать, не больше. Ряды скрепленных между собой старых деревянных кресел вызывают устойчивые ассоциации с деревенским клубом. Сюда самой-то заходить не слишком приятно, не то что гостей встречать. Желание не ударить в грязь лицом накануне юбилея Казани явно не распространялось на этот аэропорт. Здесь к 31 августа появилась только пара киосков с сувенирной продукцией, а в остальном обстановка все та же, что и десять, и пятнадцать лет назад. Единственное принципиальное новшество – на втором этаже подмигивает разноцветными огнями устрашающий ряд игровых автоматов. Развлекайтесь, мол, милые, ни в чем себе не отказывайте. И говорят, местные таксисты крепко подсели на этом поле чудес. Кто-то работать не может, пока не поиграет, кто-то уже квартиру проиграл…
Вспоминаю, как в июле встретила в аэропорту своего бывшего однокурсника. Он гордо заявил, что занят реконструкцией аэропорта. «Да здесь же конь не валялся!» – удивилась я тогда. «Да нет, мы только наружные работы ведем, успеем», - оптимистично заверил однокурсник. На самом деле ларчик открывается просто, и ни для кого из казанцев секрета здесь нет. Этот аэропорт – для простых людей. А им – то бишь нам – понятное дело, и так сойдет. Буфет есть? Есть. Ну и пусть, что такие остались только на самых мелких железнодорожных станциях. Туалет есть? Магазинчик есть? И не один. Так какого же вам еще?
А всякие випы, богатенькие Буратино и прочие уважаемые гости не будут ранить свой взгляд созерцанием здешней убогости. Для них аккурат под тысячелетие Казани выстроен вполне модерновый терминал. Выстроен по-умному – на очень приличном расстоянии от «ангара для всех». Не надо смешивать – мухи отдельно, котлеты отдельно. Что внутри нового терминала – не знаю, не была, но судя по виду, там все вполне достойно.
И такое простодушное, такое бесхитростное решение вопроса поражает больше всего. Зачем ломать голову над реконструкцией аэропорта? Лучше выстроить новый – для достойных членов общество. А если кого из финансовых воротил шальным ветром в старое здание занесет – то вот, будьте любезны, объявление: «Пассажиры бизнес-класса обслуживаются в другом терминале».
Вообще-то идея окончательно разделить общество на чистых и нечистых не нова и давно используется, например, в Латинской Америке, но вполне перспективна. Для избранных можно сделать свои дороги – и никого на них не пускать, свои магазины, свои дома, свои школы и детсады. Впрочем, все к этому и идет. А остальных можно игнорировать, им можно хамить, не отвечать на вопросы, не давать насущно важной для них информации…
Кстати, стамбульского самолета мы так в тот день и не дождались. В конце концов выяснилось, что он приземлился в Нижнекамске. То ли лайнер попался старенький, и автоматика там такая, что лучше на нее при посадке не полагаться, то ли у нашего аэропорта какие проблемы, то ли туман – для всех туман. Во всяком случае, таможню все прошли в Нижнекамске пять часов спустя. И вот что еще интересно: самых нетерпеливых какой-то местный милиционер посадил в «газельку», открыто положив в карман честно заработанную таким посредничеством тысячу. На первом же посту машину остановили, и после долгих разбирательств развернули обратно – у нее не оказалось ни лицензии на междугороднюю перевозку пассажиров, ни специальных номеров. Дальше из Стамбула пришлось добираться на такси… |